$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Недвижимость

Куда переселять?

15.06.2007

Для сокращения количества ветхого и аварийного жилья в Беларуси ежегодно вводятся в строй новые «квадратные метры», куда и переезжают жильцы. Однако задача усложняется постоянным (и значительным) «недоремонтом» жилищного фонда, невыполнением в установленные сроки плановых профилактических и ремонтных работ. Это приводит к ускоренному износу жилья.

Кроме того, ветхое и аварийное жилье неравномерно распределено по городам и сельским районам. Еще более неравномерно распределяется новое жилищное строительство. Поэтому может оказаться, что там, где наиболее остро стоит проблема переселения граждан из непригодных для проживания помещений, как раз жилья строится недостаточно или такое строительство вообще не запланировано.

Если проанализировать статданные, то общая площадь ветхого и аварийного жилья в республике постоянно снижается и на конец 2006 г. составляла 366,7 тыс. кв. м, или 0,16% от всего жилищного фонда (в 1995 г. — 883,3 тыс. кв. м и 0,4%, 2000 г. — 884,2 тыс. и 0,4%, 2004 г. — 703,1 тыс. кв. м и 0,3%, 2005 г. — 450 тыс. кв. м и 0,2%).

В прошлом году для отселения граждан из ветхих и аварийных жилых домов, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, построено и введено в эксплуатацию 37,7 тыс. кв. м нового жилья (713 квартир). Годовое задание по этому показателю в целом по республике недовыполнено (выполнение составило: по количеству квартир — 92,8%, по общей площади — 98,5%).

В Минской области в 2006 г. жилье для отселения граждан из таких домов в эксплуатацию вообще не вводилось. В столице это задание выполнено по квартирам на 42,1% и по общей площади на 48,8%. Другие же регионы успешно справились с заданием. По объемам введенной в эксплуатацию общей площади квартир впереди Гомельская, Могилевская и Гродненская области (соответственно 140,2%, 137,2% и 134,4%), за ними идут Брестская и Витебская — 103,4 и 103,3% соответственно.

Для ускорения ликвидации ветхого жилья постановлением Совета Министров и Национального банка от 31.12.2006 № 1807/23 «О мерах по выполнению заданий на 2007 год по строительству жилых домов» определены расчетные показатели по финансированию и строительству в текущем году жилых помещений для отселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье.

Всего намечается ввести в эксплуатацию 30,7 тыс. кв. м общей площади для отселения в течение года 546 семей (в т.ч. в Брестской и Витебской областях — по 50 семей, Гомельской — 103, Гродненской — 64, Минской — 60, Могилевской — 85 и в г. Минске — 134 семьи).

Выполнение же за январь-март 2007 г. годового задания в 546 квартир характеризуется следующими данными. Сдана в эксплуатацию 31 квартира общей площадью 1,8 тыс. кв. м, что составляет лишь 5,7% годового задания. Выполнен этот показатель только в Витебской области — 22% годового задания. В Гродненской и Минской областях и г. Минске такое жилье в I квартале текущего года вообще в эксплуатацию не вводилось.

Думается, что переселение граждан из ветхих и аварийных жилых помещений должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений работы местной власти. Их роль здесь очень значительна. После утверждения на республиканском уровне заданий по строительству жилья на очередной год местные исполнительные и распорядительные органы разрабатывают конкретные графики строительства с учетом всех местных особенностей.

Для этих целей могут быть использованы и пустующие дома. Так, в 2006 г. в республике насчитывалось 116,1 тыс. жилых домов (квартир), в которых не проживают (не прописаны) собственники и члены их семей, из них 99,7% находилось в сельских населенных пунктах. Значительная часть этого жилья имеет не очень большой износ и после проведения необходимых ремонтных работ может быть заселена. Покупка таких домов может осуществляться по ценам значительно ниже стоимости нового строительства. Таким образом, вовлечение в оборот пустующих домов является резервом решения данной жилищной проблемы, тем более что разрешено направлять для выкупа их у собственников часть выделяемых на жилищное строительство в сельской местности льготных кредитных ресурсов.

Активизация на всех уровнях работы по ликвидации ветхих и аварийных домов и переселение проживающих там семей в благоустроенное жилье — конкретное проявление заботы государства о реализации предусмотренного Конституцией страны права всех граждан на достойный уровень жизни, включая нормальные жилищные условия.

СПРАВКА «ЭГ»

В 2006 г. жилищный фонд республики составил 222,37 млн. кв. м общей площади и увеличился (в основном за счет нового строительства) по сравнению с 2000 г. на 10,3 млн. кв. м, или на 4,8%. На города и поселки городского типа в настоящее время приходится 66% общей площади жилищного фонда, сельские населенные пункты — 34%.

Показателями качества жилищного фонда являются степень его инженерного обустройства и фактический износ. В 2006 г. уровень оснащенности жилищного фонда (без жилищного фонда физических лиц) составил: водопроводом — 90,2% (город — 96,6; село — 71,3), канализацией — 88,4% (город — 96,1; село — 66,1), центральным отоплением — 85,5% (город — 95,8; село — 55,3), горячим водоснабжением — 78,9% (город — 91,8; село — 40,9), газом — 79,2% (город — 75,1; село — 91,4), ваннами (душем) — 84,1% (город — 93,4; село — 57), напольными электрическими плитами — 18,6%. По-прежнему остаются существенные различия в уровне благоустройства городского и сельского жилфонда.

Виктор СМОЛЯК