Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Консультации
07.05.2002 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Куда отнести постоянные затраты

Себестоимость продукции -- один из ключевых показателей, затрагивающий все экономические характеристики предприятия...

Себестоимость продукции -- один из ключевых показателей, затрагивающий все экономические характеристики предприятия -- от необходимого количества сырья и материалов до конкурентоспособности изделий. Именно он является отправной точкой при планировании хозяйственной деятельности и, что наиболее важно, при формировании цен и определении финансовых результатов.

Существует несколько методов калькулирования себестоимости. Один из них -- с полным распределением затрат -- широко применяется в нашей стране. Он предполагает включение постоянной части расходов в себестоимость всей произведенной продукции независимо от того, продана она или нет. Другой -- метод предельных затрат -- оценивает запасы готовой продукции только по переменным издержкам, с отнесением накладных расходов полностью на реализованные изделия.

И тот, и другой варианты имеют свои достоинства и недостатки. Чтобы оценить разницу между ними, рассмотрим условный пример:

Переменные затраты на изделие составляют 6 тыс.руб. Постоянные накладные издержки -- 400 тыс.руб. в месяц. Цена товара -- 10 тыс.руб.

Как видно из примера, расчет прибыли по каждому из этих методов дает совершенно разные результаты в тех месяцах, в которых возникают запасы. При их увеличении прибыль больше -- по первому расчету. В случае же роста продаж она увеличивается при определении по методу предельных издержек. Суммарная чистая прибыль в первом случае составила 1214 тыс.руб., а во втором -- 1200 тыс.руб.

Достоинством метода полного распределения является то, что он дает возможность получить полную калькуляцию, содержащую все затраты. Он позволяет точно оценить стоимость незавершенного производства. Кроме того, этот метод наиболее соответствует требованиям, предъявляемым к внешней отчетности предприятия. Но имеются и недостатки. Так, распределение постоянной части расходов по видам продукции производится обычно пропорционально какой-либо базовой величине, что допускает определенные погрешности и снижает точность расчета себестоимости. Цены на продукцию, как правило, получаются необоснованными, а это ведет к снижению ее конкурентоспособности. Информации, содержащейся в калькуляции, составленной с помощью только этого метода, недостаточно для принятия решения о снижении или увеличении объемов производства, так как в себестоимость единицы изделия входят постоянные затраты, не зависящие от объема выпуска. Кроме того, прибыль, запланированная по этому методу, больше зависит не от уровня продаж, а от уровня производства. Ведь при превышении уровня производства над уровнем реализации часть постоянных затрат, приходящаяся на готовую продукцию, остающуюся на складе, будет переноситься на будущие периоды.

Метод предельных затрат позволяет полностью относить постоянные расходы на себестоимость продукции в периоде их возникновения, что соответствует их природе (накладные расходы большей частью не зависят от объемов производства и постоянны в каждом периоде). Это дает возможность более точно провести анализ безубыточности, и выбрать оптимальный план производства в краткосрочном периоде. Но при использовании только этого метода установленная цена при недостаточных объемах продаж может не покрывать постоянные затраты, что приведет к убыткам.

Поэтому наиболее целесообразным вариантом является применение на предприятии обоих вариантов расчета себестоимости. Для внешней отчетности оптимальным является метод полного распределения. При определенных соотношениях продаж и производства он позволяет минимизировать налог на прибыль, показывает предприятие в более выгодном свете по финансовым показателям, зависящим от прибыли. Метод предельных затрат, в свою очередь, дает более точную информацию для решения внутренних проблем, планирования и анализа.
 
===================================================================
                   1-й ме- 2-й ме- 3-й ме- 4-й ме- 5-й ме- 6-й ме-
                   сяц     сяц     сяц     сяц     сяц     сяц
===================================================================
Объем
продаж, шт.      150      120     180      150      140    160
Объем произ-
водства, шт.     150      150     150      150      170    140
Метод полного
распределения
затрат, тыс.руб.                                               
Запасы готовой
продукции на
складе на начало
периода по
себестоимости                     260                      251
Производственные
переменные
издержки        1200     1200    1200     1200     1320   1140
Накладные
расходы          400      400     400      400      400    400
Запасы готовой
продукции на
складе на конец
периода                  260                        251     74
Себестоимость
реализованной
продукции       1300     1040    1560     1300     1169   1417
Объем продаж    1500     1200    1800     1500     1400   1600
Чистая прибыль   200      160     240      200      231    183
Метод предельных
издержек, тыс.руб.                                                      
Запасы готовой
продукции на складе
на начало периода                 180                      180
Запасы готовой
продукции на конец
периода                   180                       180     60
Себестоимость
реализованной
продукции по
переменным
издержкам        900      720     1080     900      840    960
Накладные
расходы          400      400      400     400      400    400
Суммарные
издержки        1300     1120     1480    1300     1240   1360
Объем продаж    1500     1200     1800    1500     1400   1600
Чистая прибыль   200       80      320     200      160    240
============================================================
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений