Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Банки и расчеты
13.06.2006 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Куда качнется маятник?

Беларусь в поиске своего места и роли на геополитической карте Европы...

Беларусь в поиске своего места и роли на геополитической карте Европы

Ритм белорусской экономики в 2006 г. задают внешние рынки. Если нефтепродукты на них стали дороже почти наполовину, то и все остальное - рост (в стоимостном выражении) экспорта, динамика внутренних цен - является следствием этого явления.
 
В этой казалось бы простой механике скрыты наши новые и возможности, и проблемы. Внешние рынки изменчивы: подорожание энергоресурсов "возвращается" в виде более высокой цены на импорт, новых тарифов на российский газ. Пока это не очень отражается на поведении отечественных потребителей и производителей, но что будет потом?

Особенности белорусского роста

В 2006 г. внутренняя активность в основном наблюдается лишь в сфере политики доходов. В итоге и внешний, и внутренний рынки растут, хотя и разными темпами.

Конечно, собственные усилия в повышении темпов производства значат многое. Нельзя не отметить ежегодный прирост активности внешнего рынка страны, особенно по западному вектору. И в 2006 г. доля ЕС в белорусском экспорте превысила 50%.

Как понять происходящее, как поступать? Связывать свое настоящее и будущее только с Россией или переосмысливать внешнюю политику вообще? Для национальной политической и экономической элиты вопрос не из простых, он  требует отказа от некоторых штампов и устоявшихся стереотипов.

Если говорить о проблеме обеспечения национальной экономики энергоресурсами, в частности газом и нефтью, то приоритет, видимо, за страной-соседкой, если о сбыте продукции - тех же дорогих нефтепродуктов, выработанных опять-таки из российской нефти, то...он за ЕС?

"Газпром" уже сделал первые "черные метки" в отношении энергетического будущего республики. А если смотреть дальше? Каковы интересы страны в контексте развития Евразии, в частности Балто-Черноморского региона, Центральной Азии? Наш балтийский "вектор" тоже может быть подправлен, предпосылки для этого существуют.

Скорее всего, надо вести свою региональную "игру", выделив при этом два основных направления.

Первое - усиление "европеизации" экономической политики Беларуси. Объективно такой вариант давно просматривается, хотя бы на примере переработки российской нефти. Но кто сказал, что такое участие в рынке не отражает национальных экономических интересов?

Второе направление, хотя его по-прежнему называют восточным, связывается с Россией уже в меньшей степени, нежели раньше. Накануне и в период новых президентских выборов Россия неизбежно будет менять некоторые политические и геополитические акценты, что уже отразилось на отношениях с Беларусью. Мы перестали быть экономическим партнером в истинном смысле этого слова. Скорее рассматриваемся как место "вложения" интересов деловой элиты России, направленных на приватизацию и контроль над значительной частью стратегических отраслей промышленности, особенно над транспортными сетями и нефтепереработкой. Первые вызовы на этом направлении дали о себе знать уже в текущем году.

Удастся ли в таких условиях получить стратегическую перспективу? Да, Европа близка, а Россия медленно думает, но действует быстро. Особенно, когда начинает понимать, что происходит с белорусской геополитикой и геоэкономикой.

В Азии, где вырисовывается новая конфигурация геополитических и геоэкономических интересов, наш приоритет - Китай. Есть социально-экономическое тождество наших стран, хотя есть и различия в уровне экономического развития, не говоря уже о территории и менталитете.  Кремлевские политики также понимают, что с такими размерами экономики и темпами ее роста Китай превращается в мировую державу XXI века.

Усиление партнерства с Китаем дает Беларуси больший выбор свободы поведения на "внешней сцене". Хотя по существу оно еще и не начиналось. Достигнутый товарооборот весьма скромен по объему и номенклатуре товаров, особенно с белорусской стороны. Китай может заменить место России в деловых отношениях, за исключением, конечно, энергоресурсов, особенно газа. Именно этот геополитический и геоэкономический феномен подталкивает белорусских лидеров к более активной деятельности на китайском направлении. Начало положено в нынешнем году.

Что за новой волной потребительства?

Как, однако, обустроить свою жизнь сегодня? Хороший вариант - окунуться в волны потребления, что и делает, причем с успехом, наше население. Все началось не в текущем году, толчком к переходу к психологии потребительства стало принятие руководством страны курса на заработную плату в 100 USD и выше. Длительное время наши экономисты не придавали значения такой "методе", как активная политика доходов. Сдерживали стереотипы, согласно которым сначала необходимо нарастить производство и только после этого думать о человеке.

Оказалось, можно и иначе. Сам спрос стимулирует производство, особенно, если налицо хроническая недозагрузка мощностей предприятий. Раскрутить его можно через потребление, покупки. Можно считать, что белорусская экономическая модель стала своеобразным полигоном, где демонстрируется и апробируется метод активизации совокупного спроса, его возможности к расширению производства и сбыта.

То, что население с начала года стало покупать товаров на 21,4% больше, чем в 2005 г., является подтверждением поддержки домашними хозяйствами курса на стимулирование собственного внутреннего рынка. Поразительно другое: при этом наблюдается и прирост покупок за рубежом - наша импортная составляющаяся увеличилась с начала года на 54%. Однако 86,2% рынка продовольствия сейчас - это пока собственная продукция.

В отношении непродовольственных товаров ситуация несколько иная- 69,7%, однако поставку около 30% одежды, обуви, бытовой и прочей техники из других стран можно считать нормальной. В этой цифре "скрыты" наши предпочтения к качественным товарам.

Насколько серьезны новые тенденции роста внутреннего рынка? Считайте сами: на начало года емкость потребительского рынка достигла 1млрд.USD в месяц. Это означает, что каждый белорус, включая младенцев и тех, кто уже с трудом ходит в магазины, оставляет на "свободных" рынках и в магазинах свыше 100 USD. Психологически это можно определить как первый рубеж в развитии "потребительской силы" домашних хозяйств. Затем будут 200, 300 USD и больше. Когда дойдем до 1000 USD, можно будет считать, что страна вышла на уровень полного благосостояния. Правда, когда это произойдет, большинство читателей данной статьи не узнает.

Повторимся: начало 2006 г. просто великолепное, если строить выводы на статистической базе, не учитывая новых качественно важных факторов, влияющих на развитие страны. Речь идет о конкурентоспособности и факторах контроля наших энергопотоков со стороны поставщиков. Они могут быстро развернуть ситуацию в обратную сторону - не скрывая своих эгоистических интересов, не принимая наши доводы. Вне этой новой геоэкономики трудно понять, что происходит. Трудно выйти из старого советского строя без потерь, включая разлом привычных стереотипов об общности на постсоветском пространстве.

Отсюда и раздумья белорусской политической элиты о том или ином варианте стратегического позиционирования. Причина проста: много времени ушло на поддержание иллюзий об общности интеграционного пространства и возможности решения собственных экономических проблем политическими средствами. Таким образом, наш действительный старт в будущее еще впереди.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by