$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Куда идем мы с бухучетом

11.05.2007

26 апреля в Минске состоялась конференция «Переход на МСФО — проблемы и возможности для белорусских предприятий. Международный опыт», организованная международным объединением «Экономические исследования и образование». В ней приняли участие представители Минфина, ряда концернов и предприятий, бухгалтеры и аудиторы.

Вероятно, впервые разговор о реформировании бухучета был столь предметным, хотя его необходимость назрела давно. Ведь срок исполнения Государственной программы перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь, утв. постановлением Совмина от 4.09.1998 № 694, истекает 1 января 2008 г. Успеем ли мы сделать все необходимое к этой дате?

Как сообщил начальник управления методологии бухучета и отчетности Минфина Владимир Ванкевич, в стране сегодня действует более 30 нормативных актов, регулирующих вопросы, изложенные в отдельных МСФО. Но по своему содержанию многие инструкции существенно расходятся со своими зарубежными аналогами. Причин тому немало — и отсутствие официального перевода МСФО, и изменение некоторых стандартов в 2004-2005 гг. Но главная проблема в том, что многие инструкции Минфина в процессе регистрации в НРПА утрачивают сходство с МСФО. Ведь хотя постановление № 694 декларирует взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании бухучета, любой нормативный акт, прежде всего, не должен противоречить законодательству Беларуси и международным договорам, в которых наша страна участвует. В Положении о Министерстве финансов Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 31.10.2001 № 1585, указано, что Минфин обеспечивает постоянное совершенствование учета и отчетности на основе международных стандартов. Но МСФО — не международный договор, а рекомендации общественной организации (Комитета по МСФО), в которой Беларусь даже не представлена. Поэтому для того, чтобы принципы и методы МСФО действовали на территории РБ, нужны изменения в Законе «О бухгалтерском учете» или специальный акт Президента. Иными словами, требуется политическое решение о приоритете МСФО в формировании бухгалтерского законодательства.

В ходе конференции не раз звучал вопрос: а что считать переходом на МСФО? Ведь за рубежом таковым считают приведение национальной системы учета в полное соответствие с МСФО. И национальные особенности могут сохраняться лишь постольку, поскольку они МСФО не противоречат. Пока же в отечественном законодательстве имеются отличия от МСФО и отсутствуют некоторые важные положения, предусмотренные в МСФО, остается обсуждать пути перехода, но не его завершение. Ведь согласно IAS 1 «Представление финансовой отчетности» финансовая отчетность не должна представляться как соответствующая МСФО, если она не удовлетворяет всем требованиям каждого применимого стандарта.

С другой стороны, отдельные нормы МСФО в настоящее время применять у нас затруднительно. В частности, крайне сложно было бы применять метод оценки активов по справедливой стоимости, проводить регулярное обесценение активов, создавать некоторые виды резервов, руководствоваться профессиональным суждением бухгалтера, а не нормативными предписаниями и первичными учетными документами.

Еще одной из задач, предусмотренных постановлением № 694, была названа переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность. МСФО основано на ряде принципов, комплексное применение которых призвано обеспечить достижение достоверного представления отчетности заинтересованным пользователям. При этом МСФО не содержит императивных норм в отношении многих вопросов бухучета. Но у нас по-прежнему бухгалтерское законодательство в отличие от МСФО содержит указания именно по регулированию учетного процесса, но не по составлению бухгалтерской отчетности. В МСФО принципы подготовки и составления финансовой отчетности сформулированы в виде отдельного документа, предваряющего стандарты. Здесь излагаются основные цели и подходы, лежащие в основе составления и представления отчетности. Но в нашем законодательстве упоминаются лишь некоторые из этих характеристик, не раскрывая суть большей их части. А на практике их понимание не всегда совпадает с трактовкой МСФО, а иногда попросту игнорируется. Бухучет, который за рубежом является самостоятельной отраслью права, не может вырваться у нас за рамки норм гражданского права. И это одна из ключевых проблем перехода на МСФО.

С другой стороны, необходимо оценить последствия внедрения МСФО для экономики страны в целом и смежных областей государственного регулирования. Что станет с налоговой базой и исполнением прогнозов социально экономического развития, если выручка, прибыль, объем инвестиций и т. д. будут определяться по МСФО, пока никто не просчитывал. А ведь от этого зависит многое — от макроэкономических показателей страны до квартальных премий директоров. Выступая на конференции, руководитель отдела финансовой отчетности по международным стандартам Института проблем предпринимательства России Сергей Модеров предупредил, что в первые 2-3 года применения МСФО финансовые показатели обычно существенно ухудшаются. Правда, потом, когда на основе достоверной отчетности начинают принимать взвешенные решения, ситуация улучшается.

Впрочем, так ли уж необходим переход на МСФО и отказ от многих национальных учетных традиций? Есть мнение, что сегодня лишь около сотни отечественных предприятий, которые осуществляют или планируют финансовые заимствования за рубежом путем кредитования или облигаций, нуждаются в представлении отчетности по МСФО. Всем остальным это не обязательно. Правда, по словам А.Сенкевича, директора компании «Sinkevich Tehnologies», желающих иметь учет и отчетность по МСФО исключительно для своих управленческих целей достаточно много и сейчас.

Но параллельное ведение учета по отечественным правилам и по МСФО требует довольно много сил и средств. Менее затратный путь — трансформация белорусской отчетности в МСФО. И организаторы конференции объявили о разработке ее методики. Впрочем, некоторые аудиторы и так давно занимаются такой трансформацией по собственным разработкам. И эти специалисты полагают, что универсальная инструкция вряд ли поможет, если не знать досконально МСФО и отечественное законодательство. Кроме того, трансформированную отчетность должен подписать бухгалтер, имеющий сертификат одной из авторитетных международных квалификаций. А их в Беларуси еще очень мало.

Однако эти вопросы носят уже сугубо технический характер. Гораздо важнее понять, состоится ли переход в запланированные сроки. Ведь признать нашу отчетность соответствующей МСФО могут только их разработчики и регуляторы мировых фондовых рынков. И разработка методики трансформации нужна хотя бы для того, чтобы оценить, в чем заключаются сегодня отличия белорусской отчетности от МСФО, насколько они существенны и как устраняются.

Требуются ли вообще в Беларуси международные стандарты учета, кому и зачем? Перефразируя Локка, можно ответить так: сегодня у нас МСФО нужны лишь немногим. Но они должны обмануть остальных, убедив их, что МСФО нужны всем. Для общего блага…
 
Материал подготовил
Леонид ФРИДКИН