Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Проблемы и решения
31.05.2002 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кто защитит прокурора?

Социально-экономические права прокурорских работников стали предметом судебного спора. Как оказалось, они, стоящие на страже законности и прав граждан, сами иногда нуждаются в защите...
Социально-экономические права прокурорских работников стали предметом судебного спора. Как оказалось, они, стоящие на страже законности и прав граждан, сами иногда нуждаются в защите. Например, при переезде из одной страны СНГ в другую некоторые из них столкнулись с непризнанием их прокурорской службы в постсоветский период, что важно для получения различных материальных благ. С одной стороны, человек добросовестно исполнял свой долг в правоохранительном ведомстве, а с другой -- вроде бы его там и не было... Ситуация парадоксальна тем, что ее заложниками стали не просто профессиональные юристы, а блюстители закона, сами оказавшиеся вдруг беззащитными в перипетиях межгосударственных неувязок.

В результате чего стало возможным подобное? Из-за несовершенства международных договоров? Их неверного толкования? Или же неурегулированности таких случаев вообще? Ответы на эти вопросы были даны на очередном заседании Экономического суда СНГ 21 мая, который рассмотрел дело о толковании применения ст.2 Соглашения о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах -- участниках СНГ от 25.11.98г.

Поводом явился запрос Конституционного совета Республики Казахстан, по мнению которого имеющиеся международные соглашения по вопросам зачета в выслугу лет для оплаты ежегодного отпуска, денежного содержания и пенсионного обеспечения для прокурорских работников дают неоднозначное толкование применения такого зачета. В результате не учитывается выслуга лет, приобретенная на территории стран -- участников СНГ после 1.01.92 г., и работники прокуратур, по мнению казахстанской стороны, подвергаются дискриминации в области пенсионного обеспечения.

Апеллируя, в частности, к российской практике, Конституционный совет указывал, что при поступлении на службу в органы российской прокуратуры таким сотрудникам для начисления оплаты трудового отпуска и пенсии не учитывается стаж, приобретенный в органах прокуратуры Республики Казахстан после распада СССР, а время учебы в казахстанских вузах не засчитывается в общий трудовой стаж.

При подготовке дела к рассмотрению Экономическим судом была тщательно проанализирована практика национальных законодательств по данному вопросу в странах СНГ, а также те межгосударственные договоры, которые так или иначе его регулируют. В министерства и ведомства государств Содружества судом были направлены соответствующие запросы, в том числе в Министерство юстиции и Прокуратуру Республики Беларусь. По официальному сообщению последней, в практической деятельности вопросы о применении ст.2 спорного Соглашения не возникали, и в случае необходимости они будут разрешаться в соответствии с ним.

Кстати, еще на стадии доработки и согласования проекта этого соглашения в 1997 г. Республика Беларусь вносила свои замечания и предложения, тем самым проявляя заинтересованность в эффективной защите социально-экономических прав этой категории граждан СНГ через принятие международного договора.

Поскольку спорный вопрос является многоаспектным и мог рассматриваться только в совокупности с анализом иных соглашений и Венской конвенцией о праве международных договоров, Экономический суд привлек для дачи заключения в качестве генерального советника профессора Института современных знаний Л.Островского.

Как выяснилось в ходе судебного заседания, текст Соглашения содержит противоречия, которые и позволили расширительно толковать его смысл заявителем. Согласно решению суда, спорная статья имеет специальное назначение и предусматривает взаимное признание государствами -- участниками Соглашения трудового стажа и выслуги лет, в том числе исчисленных в льготном порядке, исключительно для выплаты надбавок (доплат). Но их размер предусматривается только внутренним законодательством каждой страны. При этом суд разъяснил и нечетко сформулированный в Соглашении термин "трудовой стаж" (а подобная оплошность также отчасти "спровоцировала" его неоднозначное понимание прокурорами). Под ним понимается специальный трудовой стаж, засчитываемый опять-таки только в соответствии с внутренним законодательством в выслугу лет, за которую и начисляются надбавки.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений