$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Кто заплатит за ставку©

24.08.2012

Тарифная ставка первого разряда в Беларуси повышается с 1 сентября на 7,1%, до 225 тыс. Br. Соответствующее решение содержится в постановлении Совмина от 20.08.2012 № 769. Это уже третье повышение тарифной ставки в текущем году: с 1 января она была повышена до 200 тыс., с 1 мая — до 210 тыс. Br.

Кроме того, в целях частичного восстановления дифференциации в оплате труда работников бюджетной сферы, предусмотренной ЕТС, изменен диапазон корректирующих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) работников, тарифицируемых 1–27 разрядами, с 3,62–0,93 на 3,50–1,00.

Повышение, ожидавшееся еще месяц назад, не столь уж велико — практически на уровень инфляции. Однако и это может иметь серьезные макроэкономические последствия. Вопрос не в реакции Антикризисного фонда ЕврАзЭС. По условиям кредитования расходы на финансирование зарплаты бюджетников в общем объеме расходов консолидированного бюджета в 2012 г. должны оставаться на прошлогоднем уровне (24%). Пока, по оценке АКФ, этот уровень удается соблюдать. Однако фонд предупреждал белорусские власти, что их стремление значительно повысить зарплату будет оказывать сильное давление на уровень международных резервов, валютный курс и инфляцию и через накопление структурных диспропорций снизит конкурентоспособность экономики.

Тем временем в экономике Беларуси в июне явственно обозначилось восстановление прежнего дисбаланса — опережающего темпа роста реальной зарплаты по сравнению с производительностью труда (см. график). Очевидно, что если до сих пор провозглашалась необходимость повышения заработков при соответствующем росте производительности труда, то теперь эта оговорка отброшена. Неважно, насколько всерьез ее воспринимали на местах — в реальности социально-политические соображения в очередной раз возобладали над экономическими.

В условиях стагнации, когда рост отечественной экономики составляет всего 2,7%, наращивание зарплат, особенно в непроизводственном секторе, — опасная тенденция, за которую обществу придется дорого заплатить. За примерами не надо ездить в Грецию — некоторые еще не забыли собственный опыт 2011 г. Тогда проблему повышения конкурентоспособности удалось решить за счет снижения номинального курса рубля. Впрочем, достигнуть удалось не столь уж многого: «зарплатоемкость» ВВП (отношение общей суммы расходов на оплату труда к ВВП) снизилась с 39,4% в 2011 г. до всего лишь 38,7% в I полугодии 2012 г., что выше, чем во многих странах еврозоны, не в последнюю очередь по этой причине пораженных кризисом.

Существует несколько способов справиться со слишком высокими трудовыми издержками, но не все они универсальны и годятся для Беларуси. Урезать зарплаты и сокращать работников ради увеличения конкурентоспособности экономики — не наш метод. Тем более что снижать номинальные заработки некуда — напротив, их при нынешних ценах необходимо поднимать, а отток кадров и без того стал серьезной проблемой. Кстати, в бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в июне составила всего 3084,9 тыс. Br, а их реальная зарплата в I полугодии 2012 г. по сравнению с I полугодием 2011 г. увеличилась на 5,6%.

Теперь же принимаемые меры, по словам министра труда и социальной защиты Марианны Щеткиной, позволят повысить зарплату бюджетникам в среднем на 6,1%, обеспечить размер зарплаты работников, тарифицируемых первым разрядом, на уровне не ниже минимальной, а также компенсировать рост индекса потребительских цен. Постепенно, исходя из темпа роста зарплаты в связи с повышением тарифной ставки 1-го разряда, будут изменяться корректирующие коэффициенты к тарифным ставкам (окладам) с перспективой их отмены. При этом соотношение между зарплатой работников, тарифицируемых 1 и 27 разрядами, вырастет с 2,18 до 2,43 раза, что в большей степени позволит увязать заработки в зависимости от степени сложности выполняемых ими работ (обязанностей), ответственности, уровня квалификации, отметила министр.

Однако в республике не видно опережающего роста инвестиционной и инновационной активности как компенсатора роста трудовых издержек. Напротив, недостаток инвестиций ощущается все острее, а валовое накопление снизилось с 34,7% ВВП в I квартале 2011 г. до 36,3% в январе– марте т.г.

Модель экономики, основанная на увеличении зарплат, могла бы иметь успех, если бы она приводила через рост внутреннего спроса к увеличению инвестиций. Но для этого нужны высокая норма прибыли, а также наличие других факторов, способствующих росту инвестиционной активности: рост загрузки производственных мощностей, оптимизм предпринимателей, лучший по сравнению с соседями инвестиционный климат, рост мобильности рабочей силы. У нас же все это заменяет неизменный административный ресурс, а разговоры и программы об инновациях и инвестициях сопровождаются скудными реальными достижениями. Куда больших успехов удалось добиться в повышении цен, которое обеспечивает пока поддержание стабильного курса национальной валюты. Вероятно, на достигнутом мы не остановимся — насколько позволит покупательская способность населения.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Тарифная ставка первого разряда в Беларуси повышается с 1 сентября на 7,1%, до 225 тыс. Br. Соответствующее решение содержится в постановлении Совмина от 20.08.2012 № 769. Это уже третье повышение тарифной ставки в текущем году: с 1 января она была повышена до 200 тыс., с 1 мая — до 210 тыс. Br.

Кроме того, в целях частичного восстановления дифференциации в оплате труда работников бюджетной сферы, предусмотренной ЕТС, изменен диапазон корректирующих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) работников, тарифицируемых 1–27 разрядами, с 3,62–0,93 на 3,50–1,00.

Повышение, ожидавшееся еще месяц назад, не столь уж велико — практически на уровень инфляции. Однако и это может иметь серьезные макроэкономические последствия. Вопрос не в реакции Антикризисного фонда ЕврАзЭС. По условиям кредитования расходы на финансирование зарплаты бюджетников в общем объеме расходов консолидированного бюджета в 2012 г. должны оставаться на прошлогоднем уровне (24%). Пока, по оценке АКФ, этот уровень удается соблюдать. Однако фонд предупреждал белорусские власти, что их стремление значительно повысить зарплату будет оказывать сильное давление на уровень международных резервов, валютный курс и инфляцию и через накопление структурных диспропорций снизит конкурентоспособность экономики.

Тем временем в экономике Беларуси в июне явственно обозначилось восстановление прежнего дисбаланса — опережающего темпа роста реальной зарплаты по сравнению с производительностью труда (см. график). Очевидно, что если до сих пор провозглашалась необходимость повышения заработков при соответствующем росте производительности труда, то теперь эта оговорка отброшена. Неважно, насколько всерьез ее воспринимали на местах — в реальности социально-политические соображения в очередной раз возобладали над экономическими.

В условиях стагнации, когда рост отечественной экономики составляет всего 2,7%, наращивание зарплат, особенно в непроизводственном секторе, — опасная тенденция, за которую обществу придется дорого заплатить. За примерами не надо ездить в Грецию — некоторые еще не забыли собственный опыт 2011 г. Тогда проблему повышения конкурентоспособности удалось решить за счет снижения номинального курса рубля. Впрочем, достигнуть удалось не столь уж многого: «зарплатоемкость» ВВП (отношение общей суммы расходов на оплату труда к ВВП) снизилась с 39,4% в 2011 г. до всего лишь 38,7% в I полугодии 2012 г., что выше, чем во многих странах еврозоны, не в последнюю очередь по этой причине пораженных кризисом.

Существует несколько способов справиться со слишком высокими трудовыми издержками, но не все они универсальны и годятся для Беларуси. Урезать зарплаты и сокращать работников ради увеличения конкурентоспособности экономики — не наш метод. Тем более что снижать номинальные заработки некуда — напротив, их при нынешних ценах необходимо поднимать, а отток кадров и без того стал серьезной проблемой. Кстати, в бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в июне составила всего 3084,9 тыс. Br, а их реальная зарплата в I полугодии 2012 г. по сравнению с I полугодием 2011 г. увеличилась на 5,6%.

Теперь же принимаемые меры, по словам министра труда и социальной защиты Марианны Щеткиной, позволят повысить зарплату бюджетникам в среднем на 6,1%, обеспечить размер зарплаты работников, тарифицируемых первым разрядом, на уровне не ниже минимальной, а также компенсировать рост индекса потребительских цен. Постепенно, исходя из темпа роста зарплаты в связи с повышением тарифной ставки 1-го разряда, будут изменяться корректирующие коэффициенты к тарифным ставкам (окладам) с перспективой их отмены. При этом соотношение между зарплатой работников, тарифицируемых 1 и 27 разрядами, вырастет с 2,18 до 2,43 раза, что в большей степени позволит увязать заработки в зависимости от степени сложности выполняемых ими работ (обязанностей), ответственности, уровня квалификации, отметила министр.

Однако в республике не видно опережающего роста инвестиционной и инновационной активности как компенсатора роста трудовых издержек. Напротив, недостаток инвестиций ощущается все острее, а валовое накопление снизилось с 34,7% ВВП в I квартале 2011 г. до 36,3% в январе– марте т.г.

Модель экономики, основанная на увеличении зарплат, могла бы иметь успех, если бы она приводила через рост внутреннего спроса к увеличению инвестиций. Но для этого нужны высокая норма прибыли, а также наличие других факторов, способствующих росту инвестиционной активности: рост загрузки производственных мощностей, оптимизм предпринимателей, лучший по сравнению с соседями инвестиционный климат, рост мобильности рабочей силы. У нас же все это заменяет неизменный административный ресурс, а разговоры и программы об инновациях и инвестициях сопровождаются скудными реальными достижениями. Куда больших успехов удалось добиться в повышении цен, которое обеспечивает пока поддержание стабильного курса национальной валюты. Вероятно, на достигнутом мы не остановимся — насколько позволит покупательская способность населения.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях