$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

КТО ЗА ИМПОРТОМ ПРИДЕТ,©

29.07.2014

тот по экспорту и получит

Белорусское правительство отменяет лицензирование импорта товаров, поставляемых из стран СНГ, подписавших договор о зоне свободной торговли, сообщил в пятницу пресс-секретарь МИД РБ Дмитрий Мирончик. По официальной версии, этот шаг сделан в связи со стабилизацией ситуации на внутреннем рынке. Однако, судя по хронике развития событий, немалую роль сыграли встречные ограничения, введенные украинскими властями.

Напомним, постановлениями Совмина от 18.05.2014 № 468 и № 469 было введено лицензирование поставок в Беларусь цемента, стекла, пива, некоторых видов макаронных и кондитерских изделий сроком на 6 месяцев, которое касалось товаров из всех государств, кроме членов Таможенного союза. Данные решения были приняты со ссылкой на Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами, заключенное странами Таможенного союза от 9.06.2009, «в целях недопущения ущерба национальным производителям от товаропотоков, поступающих в нашу страну по «серым» схемам, их легализации и наведения порядка с ценообразованием». При этом условием выдачи лицензий было заключение зарубежными производителями с соответствующими министерствами соглашений об условиях поставок продукции в республику, устанавливающих объемы (квоты) и минимальные цены, а также требования, чтобы внешнеторговыми контрактами предусматривались поставки данной продукции в Беларусь по ценам не ниже минимальных, установленных указанными соглашениями. Таким образом, иностранные компании, прежде всего украинские, оказались перед сложным выбором: прекратить поставки в Беларусь вообще или продолжить их на весьма невыгодных условиях. Заметим, что в соответствии со ст.ст. 47–50 Договора о евразийском экономическом союзе и разделами VII–X приложения к нему государства — члены в торговле с третьими странами в некоторых случаях, в т.ч. для защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса, могут в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования, включая лицензирование импорта. Однако, как показывают последние события, предпринимая такие шаги, можно напороться на встречные тарифные и нетарифные меры в отношении своего экспорта.

По словам Д.Мирончика, результаты проводившегося в апреле–июле мониторинга ситуации с доступом лицензионных товаров, особенно происходящих из стран СНГ, с которыми у нас подписаны соглашения о свободной торговле, свидетельствуют об исправлении негативных тенденций на рынке. А потому отпала необходимость в лицензировании товаров, поступающих к нам из стран, подписавших Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011 г. В этой связи 24 июля премьер-министром Беларуси подписано постановление № 719, которое «снимает имевшие место у наших партнеров по СНГ опасения относительно доступа их товаров на белорусский рынок». Пресс-секретарь МИД особо отметил, что «в практике белорусской стороны нет места уклонению от переговоров, от обсуждения озабоченностей партнеров. Хорошим примером этому служат проведенные в оперативном режиме 18 июля в Минске белорусско-украинские консультации, в ходе которых стороны предметно и подробно обсудили позиции друг друга».

НУЖНО уточнить, что консультации оперативно состоялись после того, как Украина 16 июля ввела специальные пошлины на поставку белорусских молочных продуктов, кондитерских изделий, пива, электрических ламп накаливания, шин, холодильников и холодильного оборудования, минеральных или химических удобрений в размере 55,29–60,05% от их таможенной стоимости. При этом в решении украинской Межведомственной комиссии по международной торговле откровенно заявлено, что этот шаг сделан «в ответ на дискриминационные недружественные действия со стороны Республики Беларусь по отношению к украинским производителям напитков и продуктов питания».

Теперь же представитель белорусского МИД объяснил журналистам, что особый, преференциальный торговый режим со странами — членами Договора о ЗСТ действует только в том случае, если они не вводят по отношению к белорусским товарам ограничительные меры, не предусмотренные этим Договором. Исключение составляют специальные защитные меры (антидемпинговые, компенсационные и иные пошлины), вводимые в порядке, соответствующем нормам ВТО. Предпринятые украинской стороной шаги, по мнению нашего МИД, к таковым не относятся. Поэтому белорусские власти ожидают, что Украина обеспечит доступ белорусских товаров на свой рынок в режиме, установленном Договором о ЗСТ, оперативно отменив соответствующие решения Межведомственной комиссии. В противном случае, как заявил Д.Мирончик, «мы вынуждены будем принимать меры адекватного реагирования. Хотя надеемся, что по негативному сценарию события развиваться не будут, поскольку это не соответствует духу и уровню взаимодействия между нашими братскими странами».

Надо полагать, что постановления Совмина № 468 и 469 упомянутым духу и уровню не противоречили, по крайней мере, с точки зрения белорусских властей. В Киеве же, судя по решению Межведомственной комиссии, возобладало иное мнение, которое пришлось учесть в Минске. Ведь Украина остается вторым по значению торговым партнером нашей страны (7,4% товарооборота) с ощутимым положительным сальдо: отечественный экспорт в нее составил по итогам 5 месяцев т.г. 1679,1 млн. USD (10,8% общего объема), а импорт — 675,2 млн. (4,2%). При этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы экспорта и импорта сократились на 2,9 и 21% соответственно. Впрочем, это характерно и для других направлений, например, белорусские поставки в Россию уменьшились за этот же период на 8%, а импорт из нее — на 5,1%. Неудивительно, что, несмотря на стремление ограничить импорт (который за 5 месяцев т.г. сократился на 6,8%), приходится думать и о том, как не утратить экспорт (сократившийся на 2,3%).

ХОТЯ Беларусь поставляет товары на рынки 150 государств, а импортирует их из 173 стран, крупными торговыми партнерами нужно дорожить, невзирая на вектора их интеграции. Концентрация отечественного экспорта по-прежнему высока: в январе–мае 2014 г. на долю 5 стран, на рынки которых поставлялась белорусская продукция, приходилось 70,3% экспорта, на долю 20 стран — 91,8%. В некоторых случаях перенаправить товарные потоки можно довольно быстро. Например, по итогам января–мая т.г. экспорт в Нидерланды сократился на 2/3, а в Соединенное Королевство вырос в 5,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это обусловлено увеличением поставок нефтепродуктов и легких дистиллятов в Великобританию (где находится штаб-квартира БНК) в 4,7 и 4,8 раза при одновременном сокращении импорта на голландском направлении. В результате Соединенное Королевство оказалось третьим по объему товарооборота и экспорта партнером Беларуси, а Нидерланды «скатились» на 8 место. Однако это особый случай. А вот в Украину номенклатура белорусских поставок достаточно разнообразна и переключить ее на другие рынки не так-то просто. Если экспорт нефтепродуктов остается на стабильном уровне, то некоторые сегменты, судя по данным статистики, только начали расти, а другие тают на глазах. Скажем, поставки белорусских сигарет южным соседям в январе–мае т.г. увеличились в 4,4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. А вот поставки холодильников и без всяких санкций упали вдвое (в стоимостном выражении), шин и сыров — на 44,9%, сливочного масла — на 73,5%.

Действия России по запрету ввоза украинских продуктов питания и введению санкций против Грузии и Молдовы в наказание за подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом, повлекут стремительный передел товарных рынков СНГ по политическим мотивам. Наша страна только выиграет, если будет руководствоваться тут собственными интересами, не ограничиваясь надеждами занять на российском рынке место украинских сыров, моторов, труб и т.п. С другой стороны, остается проблема импорта, для ограничения которого есть и другие инструменты. Так, норма Указа № 361 о 90-дневной отсрочке принятия к вычету «ввозного» НДС, формально не являясь мерой тарифного или нетарифного регулирования, по сути, обеспечивает достижение тех же целей — в отношении поставок любых товаров из всех стран, не взирая ни на Таможенный и Евразийский экономический союзы, ни на зону свободной торговли СНГ. Формально этот шаг не противоречит никаким международным соглашениям. Но что будет, если за рубежом тоже введут подобные механизмы в отношении белорусских товаров?

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях