$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

КТО ВЫИГРЫВАЕТ ОТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ©

31.08.2012

Одним из главных событий августа стало окончательное оформление вступления России во Всемирную торговую организацию. Ожидается, что торговые барьеры, выстроенные нашим восточным соседом, начнут падать, а вместе с ними — и цены на большинство импортных товаров, доступных российским покупателям. А поскольку мы с РФ входим в Таможенный союз и границы между нами нет, то кое-что перепадет и белорусам. Между тем для нашей страны членство в ВТО, пожалуй, нужнее, чем остальным партнерам по ТС.

Если Россия сегодня заинтересована не столько в увеличении своего экспорта (который в основном состоит из нефти и газа), сколько в стимулировании собственной экономики за счет роста потребительских расходов, более высоких доходов и повышения эффективности, то Беларусь — именно в наращивании экспорта и снятии барьеров на Востоке и Западе. У России и так огромное активное сальдо торгового баланса, превышающее 115 млрд. USD (в т.ч. свыше 7 млрд. — с Беларусью). Для Беларуси снятие барьеров и экономических санкций при вступлении в ВТО могло бы принести столь же весомый результат, как в свое время Китаю, который, став членом ВТО в 2001 г., получил огромный источник доходов от мировой торговли, что стало прорывом для его экспортно ориентированной экономики.

С другой стороны, членство в ВТО сулит стимул для роста не только экспорта, но и импорта товаров в Россию (а следовательно, и в остальные страны Таможенного союза) по наиболее конкурентным ценам. По оценке Всемирного банка, Россия за счет наращивания торговли сможет ежегодно прибавлять к собственному ВВП по 11% дополнительно (т.е. по 162 млрд. USD) благодаря улучшению качества услуг и снижению цен на внутреннем рынке, поскольку появятся шансы на проведение в российской экономике существенных преобразований, окончательный вариант которых будет, однако, зависеть от решимости властей и эффективности администрации. Прямым следствием членства станет отмена барьеров для доступа иностранных компаний на российский рынок, что должно увеличить на нем конкуренцию. Обязательства по усилению защиты интеллектуальной собственности могут способствовать модернизации российской экономики, а следование нормам ВТО, в свою очередь, принесет улучшение инвестиционного климата в целом.

Правда, интересы иностранных экспортеров и потребителей в РФ вступают в противоречие с интересами местных производителей, конкурентоспособность которых во многом поддерживается сегодня за счет тарифных и нетарифных барьеров. Есть о чем поволноваться и белорусским предприятиям, для которых российский рынок является основным.

Ведь если США, Евросоюз, Австралия и ряд других стран рассчитывают нарастить поставки в Россию своей сельхозпродукции, машин, оборудования и т.д., то и Беларусь мечтает о том же. Между тем, по оценкам экспертов, в ближайшие 5 лет объемы поставок свинины, мяса птицы, молочной продукции из стран дальнего зарубежья в РФ могут вырасти вдвое. Но если Россия пока в состоянии принять этот поток благодаря нефтегазовым доходам и высоким (по сравнению с Беларусью и Китаем) заработкам, то для белорусских производителей это чревато усилением конкуренции на традиционном рынке сбыта.

В меньшей степени проникновение зарубежных товаров скажется на внутреннем рынке — он менее интересен западным компаниям из-за малой емкости. Однако по некоторым позициям возможно усиление конкуренции, что способно лишить смысла планы тотального импортозамещения, которые пытаются реализовать белорусские власти.

Как известно, в соответствии с принятыми соглашениями Россия обязана снизить ряд таможенных пошлин на импортируемые товары (в среднем с 10% до 7,8%). Более всего изменения коснутся древесины, бумаги, информационных технологий, зерна, молочных продуктов, а менее всего — продуктов химической промышленности и электромашиностроительной отрасли. Российские власти также обязались отменить количественное ограничение импорта, расходящееся с принципами ВТО, не вводить отдельные таможенные процедуры для отдельных стран, отменить или модифицировать все программы по субсидированию промышленности, привести санитарные и фитосанитарные нормы в соответствие с нормами ВТО. Российские переговорщики смогли добиться ряда уступок, призванных защитить некоторые отрасли. Для пошлин на 2/3 товаров будет действовать переходный период, а также будут разрешены временные субсидии для сельского хозяйства и автомобильной промышленности.

От вступления выиграют представители российского металлургического и химического сектора, а также малые и средние предприниматели, рассчитывающие на доступность более дешевых кредитов и более широкий выбор импортируемых товаров. Скорее всего, проиграют представители сельскохозяйственной, автомобильной и авиастроительной отраслей, которые без государственной помощи не смогут справиться с иностранными конкурентами.

При этом Беларусь, вынужденная согласиться почти со всеми условиями, принятыми Россией при вступлении в ВТО, не получает никаких преимуществ, на которые надеются наши соседи. Впрочем, пока США не отменили поправку Джексона-Вэника, американские компании будут облагаться в России более высокими пошлинами, чем европейские и азиатские производители, а россияне не избавятся от ограничений в торговле со Штатами.

Тем временем Россия с 23 августа ввела новые пошлины на импорт мяса и скота. Согласно утвержденному Евразийской комиссией Единому таможенному тарифу Таможенного союза, в частности, пошлина на ввоз живых свиней снижена с 40%, но не менее 0,5 EUR за 1 кг, до 5%. При этом поставки чистопородных племенных свиней, как и сейчас, будут облагаться нулевой пошлиной. Кроме того, до нуля снижается пошлина на ввоз свинины в рамках квоты (до сих пор — 15%, но не менее 0,25 EUR за 1 кг). Пошлина на поставки свинины вне квоты снизится с 75%, но не менее 1,5 EUR/1 кг, до 65%. Пошлины на ввоз мяса птицы не изменятся. В рамках квоты поставки будут облагаться пошлиной в размере 25%, но не менее 0,2 EUR/1 кг, вне квоты — 80%, но не менее 0,7 EUR/1 кг. При этом в целях снижения возникающих рисков Минсельхоз РФ совместно с Национальным союзом свиноводов намерен предложить меры по дополнительному стимулированию модернизации существующих и вводу в строй новых предприятий по убою и глубокой первичной разделке свиней с мощностью до 2 млн. голов в год. Кроме того, до 1.12.2012 г. должна появиться отраслевая 3-летняя программа и долгосрочная концепция развития свиноводства в России, включающие субсидирование из федерального бюджета процентных ставок по вновь привлеченным кредитам на строительство и реконструкцию объектов свиноводства и финансирование других мероприятий.

Российские аграрные компании встречают эти новшества новой стратегией. С одной стороны, они притормозили свои масштабные инвестпроекты, а с другой — начинают консолидировать активы и искать новые пути привлечения инвестиций. Специалисты ожидают масштабных перемен в системе корпоративного управления российского АПК, а также серии IPO. Среди главных претендентов на проведение эмиссии акций — агрохолдинги «Русагро», «Черкизово», «Юг Руси», Valinor, «Продимекс», «Кубань»,«Агро-Белогорье» и другие. По оценкам аналитиков, следует ожидать активизации построения в России вертикально-интегрированных корпораций в аграрном секторе и диверсификации их бизнеса.

Таким образом, россияне идут по тому же пути, что и белорусский АПК, где запланировано создание объединенных компаний по производству и переработке сельхозпродукции. Правда, российские холдинги, в отличие от наших, принадлежат частникам и работают на иных принципах, но не обходятся без господдержки.

К примеру, по прогнозу Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) закупочная цена молока высшего сорта в РФ вырастет с нынешних 14,6 RUB минимум до 17. Соответственно вырастет окончательная цена на молоко и молочную продукцию. Однако российские производители, демонстрируя озабоченность ростом цен на свою продукцию, делают все, чтобы не допустить снижения этих цен. Поэтому они неустанно добиваются от правительства преференций и принятия протекционистских мер — как против Беларуси, так и в отношении конкурентов их стран — участниц ВТО, причем методами, не вписывающимися ни в процедуры этой организации, ни в законодательство ЕЭП.

Тем временем Беларусь продолжает наращивать свой молочный потенциал. На заседании Президиума Совмина 28 августа в очередной раз обсуждались меры по реконструкции молочно-товарных ферм, обеспечению оборудованием и кормами, увеличению поголовья скота, поиску ресурсов для финансирования на эти цели. В прошлой пятилетке было введено в строй 215 ферм, а в 2011–2012 гг. к ним должны прибавиться еще 207. Цель — выйти на производство 10 млн. т молока в 2015 г. Тут-то бы и пригодилось членство в ВТО, чтобы преодолеть входные барьеры на мировых рынках и защититься от «наездов» российских молочников. Однако обновленному постановлением Совмина от 23.08.2012 № 782 составу рабочего секретариата межведомственной комиссии по вопросам присоединения Беларуси к ВТО лишь предстоит утвердить состав межведомственной экспертной группы, которая займется этими вопросами, выработать новый вариант переговорной позиции, подготовить, согласовать и доработать документы для ВТО, проанализировать положения национальных и международных правовых актов в части соответствия их нормам этой организации. А срок нашего вступления в ВТО предсказать не берется никто.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях