$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН©

09.12.2011

Известно, что чаще всего настоящим хозяином имущества является не тот, кто им владеет, а тот, кто распоряжается. И в первую очередь это можно отнести к госимуществу, собственником которого вроде бы являются все граждане, но распоряжаются (а значит, по-настоящему владеют) лишь те, кто наделен соответствующими правами.

Проект указа Президента «О порядке распоряжения государственным имуществом» определяет порядок передачи принадлежащего государству недвижимого имущества арендаторам и уточняет полномочия различных государственных органов и организаций по распоряжению госимуществом. При этом под распоряжением госимуществом, как и сейчас, понимаются отчуждение в установленном порядке на аукционе, по конкурсу, без проведения аукциона либо конкурса; залог; аренда; передача в безвозмездное пользование; передача в доверительное управление.

В действующем Указе Президента от 14.09.2006 № 575 «О порядке распоряжения государственным имуществом» (далее — Указ № 575) упоминается такая форма распоряжения госимуществом, как иная его передача без изменения формы собственности (передача имущества другим государственным юрлицам на безвозмездной основе, не связанная с прекращением права республиканской или коммунальной собственности). Ее планируется заменить на передачу без перехода права собственности, т.е. в оперативное управление или хозяйственное ведение государственного юридического лица как на возмездной, так и на безвозмездной основе, не связанную с прекращением права республиканской или коммунальной собственности, а также не упомянутую в Указе № 575 передачу во владение и распоряжение Госкомимущества акций (долей в уставном фонде) хозобществ, находящихся в собственности Беларуси и оперативном управлении или хозяйственном ведении республиканских юрлиц.

Планируется сохранить многоуровневую систему распоряжения госимуществом. Так, по решению Президента может производиться отчуждение находящихся в собственности РБ предприятий как имущественных комплексов и акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ (товариществ). Кроме того, только глава государства сможет принимать решения по залогу предприятий республиканских юрлиц и акций (долей в уставных фондах) хозобществ, находящихся в собственности Беларуси, а также, за небольшим исключением, по приобретению на возмездной основе (в Указе № 575 это уточнение отсутствует) в собственность РБ акций (долей в уставных фондах) хозобществ, не связанному с внесением имущества в уставный фонд.

Право распоряжения по отчуждению капстроений (зданий, сооружений), изолированных помещений, незавершенных законсервированных капстроений, передаточных устройств, иного недвижимого имущества, долей в праве общей собственности на них, незавершенных незаконсервированных капстроений, машин, оборудования, транспортных средств, иного движимого имущества, относящихся к основным средствам, стоимость каждого из которых превышает 10 тыс. базовых величин, планируется передать Госкомимуществу.

По решению Совмина, согласованному с Президентом, будет производиться приобретение в собственность Беларуси только за счет средств республиканского бюджета, в т.ч. из коммунальной собственности, предприятий, а также зданий и помещений. На безвозмездное приобретение в собственность Беларуси такого имущества согласование с главой государства будет уже не нужным — достаточно решения правительства. В настоящее время решение по безвозмездному приобретению в собственность РБ указанного имущества должно приниматься Совмином только по согласованию с Президентом.

Кроме того, правительство сможет самостоятельно принимать решение в отношении имущества, находящегося в собственности Беларуси, по передаче без перехода права собственности предприятий, а также их сдаче в аренду, за исключением имущества, уже закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за госорганами, госорганизациями и подчиненными им республиканскими юридическими лицами. Совмину планируется дать и дополнительные права по принятию решений относительно передачи без перехода права собственности находящихся во владении и распоряжении Госкомимущества акций (долей в уставных фондах) хозобществ, а также передачи без перехода права собственности и отчуждения зданий и помещений, машин и оборудования, находящихся в собственности РБ и оперативном управлении либо хозяйственном ведении судов. А вот безвозмездно отчуждать под конкретные инвестиционные проекты здания и помещения правительство уже не сможет.

Что касается имущества, находящегося в собственности Беларуси и закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за республиканскими юридическими лицами, подчиненными (входящими в состав) республиканским органам госуправления и иным госорганизациям, подчиненным правительству, а также переданного в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам и республиканским государственно-общественным объединениям, то решение Совмина, согласованное с главой государства, будет, как и сейчас, необходимо при передаче в доверительное управление акций (долей в уставных фондах) хозобществ и залоге зданий и помещений, в т.ч. и тех, которые поступят залогодателю в будущем и на дату заключения договора об ипотеке не считаются созданными в соответствии с законодательством (далее — залог зданий и помещений), машин и оборудования, стоимость которых превышает 300 тыс. БВ (за исключением имущества, находящегося в безвозмездном пользовании).

В отношении имущества, находящегося в собственности РБ и закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за Нацбанком, Администрацией и Управлением делами Президента, НАН, другими госорганами и госорганизацими, подчиненными главе государства, Генеральной прокуратурой или за подчиненными им республиканскими юридическими лицами, ничего измениться не должно. По согласованию с Президентом они будут принимать решения по передаче предприятий без перехода права собственности и сдаче их в аренду, передаче в доверительное управление акций (долей в уставных фондах) хозобществ, по залогу зданий и помещений, машин и оборудования, стоимость которых превышает 300 тыс. БВ (за исключением имущества, находящегося в безвозмездном пользовании), а также по приобретению в собственность Беларуси за счет собственных средств, в т.ч. из коммунальной собственности, предприятий, зданий и помещений.

Но и для указанных органов и организаций проектом предусмотрены определенные нововведения. Если сейчас отчуждение зданий и помещений, стоимость каждого из которых составляет от 5 до 10 тыс. БВ (включительно), производится по их решению, но с согласованием в Совмине, а до 5 тыс. БВ — в Госкомимуществе, то согласно проекту планируется убрать правительство из этой цепочки и при отчуждении зданий и помещений, стоимость каждого из которых не превышает 10 тыс. БВ, производить согласование только с Госкомимуществом.

Отчуждение же находящихся в собственности Беларуси зданий и помещений, стоимость каждого из которых превышает указанный предел, должно будет производиться только по решению Госкомимущества.

Таким образом, перераспределение некоторых полномочий мало меняет общий принцип контроля государства над собственностью. Зато частников вряд ли обрадует давно ожидаемая норма проекта, в соответствии с которой юридические лица и ИП, не менее 3 лет арендующие (использующие на основании договора безвозмездного пользования под создание рабочих мест) находящиеся в собственности РБ здания и помещения, машины и оборудование, надлежащим образом исполняющие свои обязательства по договору аренды, в случае их продажи имеют право преимущественного приобретения этого имущества по рыночной стоимости с рассрочкой платежа на 5 лет. Слишком дорого может обойтись такая покупка.

Александр ГАНАГО