$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

КТО УБЕРЕЖЕТ БЕРЕЖЛИВОГО©

29.03.2013

Объявление текущего года Годом бережливости многие жители нашей страны восприняли, мягко говоря, вяло. Но с лозунгами не шутят: белорусам придется ощутить всю их серьезность на себе — пока тем, кто надеется в скором времени стать новоселами.

Поучаствовать во всеобщей кампании бережливости гражданам поможет распоряжение премьер-министра от 12.03.2013 № 67р «О некоторых мерах по снижению сметной стоимости строительства объектов» (далее — Распоряжение № 67р). Этот любопытный документ предписывает осуществлять проектирование и строительство объектов с минимальной материало- и энергоемкостью, исключив функционально необоснованное усложнение архитектурных, конструктивных и технологических решений, а также с применением наиболее экономичных материалов в архитектурном дизайне и художественном оформлении объектов, минимальной комплектацией необходимой мебелью и инвентарем и использованием иных решений, обеспечивающих снижение сметной стоимости строительства объектов. Нечто подобное мы уже проходили без малого полвека назад, когда в СССР, в т.ч. в Беларуси, решали жилищный вопрос путем возведения простых до безобразия домов, получивших в народе название «хрущевки» — как раз с минимумом всего перечисленного в нынешнем распоряжении.

С помощью такой свежей идеи властям предписано до 15 апреля 2013 г. принять необходимые меры по снижению на 5% сметной стоимости строительства объектов, находящихся в стадии проектирования и строительства. Таким образом, всего за месяц нужно переписать все проекты, а заодно сделать нечто очень бережливое с уже строящимися объектами: как с теми, в которых только начинает закладываться фундамент, так и с теми, где уже идут отделочные работы. Заодно придется как-то воздействовать на упрямую статистику, беспристрастно фиксирующую рост стоимости стройматериалов за январь– февраль т.г. к соответствующему периоду 2012 г. на 9,3%. Только за февраль цены на производимый в республике товарный бетон выросли на 2,7%, сборные железобетонные и бетонные конструкции, кирпич — на 1,7%, листы асбестоцементные — на 1,6%, стеновые блоки из ячеистого бетона — на 1,3%, пиломатериалы — на 2,2%, блоки дверные — на 1,4%. Интересно, что при этом всего за 2 месяца т.г. средние цены приобретения, например, кирпича выросли на 5,5%, бетона — на 8,7%, смесей песчано-гравийных — на 21,6%, а на пиломатериалы вообще удвоились. Тут и впрямь остается экономить на отделке. Впрочем, если о заданных процентах снижения сметной стоимости строительства чиновники, несомненно, будут неустанно радеть, то с «приемлемостью» качества могут выйти накладки — уж больно параметр субъективный. Так что скорее всего потом новоселам придется за свой счет переклеивать обои, менять окна, двери и сантехнику. Но их личные трудности вряд ли будут заметны в масштабах всеобщей бережливости.

Возможно, единственной выполнимой и полезной нормой Распоряжения № 67р является требование оптимизировать инвестиционные программы на 2013 г., исключив из них непервоочередные объекты, не связанные со сферой производства товаров и услуг. Действительно, давно пора прекратить закапывать бюджетные деньги в землю, точнее — в стены никому не нужных долгостроев.

Основная нагрузка ляжет на Минстройархитектуры, которому поручено до 20 апреля совместно с другими заинтересованными ведомствами и госорганизациями обеспечить закрепление в НПА, в т.ч. в технических, приведенных выше требований, а также иных требований, обеспечивающих снижение сметной стоимости строительства объектов, а до 1 мая представить в Совмин обобщенную информацию о выполнении указанных поручений с соответствующими выводами и предложениями. Учитывая сложность процедуры внесения изменений в законодательство, особенно в акты, регламентирующие столь специфическую сферу, как строительство, можно будет только удивиться, если министерство управится в заданные сроки.

Выборочный контроль Госстандарта за выполнением указанных поручений с представлением в Совмин ежеквартальных отчетов ничего не меняет — и не такое срывали. Так что мы получили очередной типичный пример ручного управления экономикой, уже не раз доказавшего свою «эффективность».

Дмитрий КОРШУНОВ