Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2663
EUR:
3.4803
RUB:
3.4903
Золото:
252.19
Серебро:
3.05
Платина:
104.91
Палладий:
112.36
Назад
Факты, комментарии
20.07.2004 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кто споткнулся на туристической тропе

Во исполнение пункта 1.3 Плана совместных проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности на первое полугодие 2004г., утвержденного председателем Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь А.А.Тозиком, инспекциями МНС по согласованию с органами МВД, Минэкономики, Минспорта, Комитета госконтроля и ГТК проведены проверки 48 туристических организаций...
Во исполнение пункта 1.3 Плана совместных проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности на первое полугодие 2004г., утвержденного председателем Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь А.А.Тозиком, инспекциями МНС по согласованию с органами МВД, Минэкономики, Минспорта, Комитета госконтроля и ГТК проведены проверки 48 туристических организаций.

У 32 из них инспекции МНС выявили нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве. По результатам проверок доначислено 65,3 млн. рублей налогов, сборов и экономических санкций. На основании материалов совместных проверок органами финансовых расследований возбуждено 20 уголовных дел, а также изъяты 2898 USD и применен административный штраф в сумме 0,9 млн. рублей за нарушение Декрета Президента от 5.03.1997г. № 1.

В ходе проверок был выявлен ряд нарушений  налогового законодательства. Чаще всего они были связаны с НДС.

Так, в нарушение п. 1.1 ст. 2 Закона "О налоге на добавленную стоимость" одной из турфирм не была включена в облагаемый оборот выручка от реализации автобуса по истечении 60 дней со дня его отгрузки. Другая организация забыла учесть при расчете НДС обороты по передаче внутри организации приобретенных товаров (работ, услуг) для собственного потребления непроизводственного характера, стоимость которых не относится на издержки обращения, что предусмотрено п. 1.1.1 ст. 2 Закона  и п. 4.1.1 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утв. постановлением ГНК от 2001-06-29г. № 94.

Имели также место случаи необоснованного принятия к зачету сумм НДС, не выделенных в первичных учетных документах, занижения облагаемой базы при реализации услуг по ценам ниже себестоимости.

Две брестские фирмы были уличены в том, что позабыли начислить и уплатить в областной бюджет местный сбор на туристские услуги.

Порой субъекты хозяйствования претендовали на налоговые льготы, не имея на то права. Так, в нарушение п.2 ст. 5 Закона "О налогах на доходы и прибыль" турфирма неправомерно прольготировала прибыль, направленную на финансирование спортклуба, хотя эта организация не являлась бюджетной. Другое предприятие применяло пониженную (15%) ставку налога на прибыль при обложении  прибыли, полученной от совместной деятельности, нарушив п. 8 ст. 4 Закона и п. 29.7 Инструкции о порядке исчисления уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утв. постановлением МНС от 2002-03-18г.

Неоднократно обнаруживались и нарушения Правил ведения кассовых операций в Республике Беларусь, утв. постановлениями Правления Нацбанка от 2001-06-28г. № 159 и от 2003-03-26г. № 57. Так, в нарушение п.6 Правил допускалось нецелевое использование денежных средств, полученных в обслуживающем банке (например суммы, выданные на возмещение стоимости фактически не оказанных туристических услуг, использовались на выплату зарплаты). Были установлены и случаи  превышения лимита остатка денежных средств в кассе организаций. Вольное обращение с "наличкой" привело к наложению соответствующих санкций.

Не все благополучно оказалось и в вопросах лицензирования. Так, в нарушение п. 11.2 Положения о лицензировании туристской деятельности, утв. постановлением Министерства спорта и туризма от 2000-06-28г. № 7, один индивидуальный предприниматель передал сторонней организации свою лицензию на осуществление деятельности в сфере туризма. На основании этой лицензии предприятие занялось оказанием туристических услуг, за что и было наказано в соответствии с п.6 ст.9 Закона "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь".

Проверками также установлено, что без наличия специального разрешения (лицензии) Нацбанка предприятиями реализовывались туристические услуги, а также услуги по оформлению и открытию виз за наличную иностранную  валюту.

Департаментом антимонопольной и ценовой политики Минэкономики проведены проверки 44 туристических организаций. У 21 из них установлены нарушения дисциплины цен. У большинства проверенных турфирм они были связаны с завышением цен (тарифов), отсутствием экономических обоснований (калькуляций с расшифровкой статей затрат), применяемых цен, порядком их регистрации, отсутствием необходимых реквизитов в товарно-транспортных накладных. Эти нарушения повлекли применение экономических санкций на сумму 11,0 млн. рублей. На 0,6 млн. рублей оштрафованы 17 должностных лиц.

Кроме того, в целях контроля за полнотой отражения выручки от реализации туристических услуг в ряде организаций, занимающихся деятельностью в сфере туризма, был проведен мониторинг. Полученная информация позволяет сделать вывод о значительных размерах скрываемой от налогообложения выручки от реализации туристических услуг.

Например, во время мониторинга лишь за одну майскую неделю в брестском филиале одной турфирмы выручка от реализации туристических услуг сказочным образом выросла на 466% (по отношению к аналогичному периоду прошлого года), а от реализации турпутевок - на 233%. Если бы такой рост был всегда, да еще без наблюдения:

Результаты проверок дали основание для соответствующих выводов. Один из них - необходимость совершенствования налогообложения и контроля за организациями, занимающимися деятельностью в сфере туризма. Поэтому Минфином совместно с МНС, Минэкономики, Минспорта и туризма разработан и внесен в установленном порядке проект Декрета Президента Республики Беларусь "О введении единого туристского ваучера". В нем предусмотрено установление единого туристического налога, который исчисляется как произведение количества выданных туристских ваучеров соответствующего вида и установленной для этого вида ваучера ставки налога.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений