Кто спасет доходы бюджета – крупные предприятия или малый бизнес?

Министерство по налогам и сборам представило статистику по размеру перечислений в бюджет, полученных от субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам первой половины 2020 г. (см. таблицу). И эти данные удивляют. Несмотря на непростой период, в котором оказалась белорусская экономика в 2020 году, платежи в бюджет со стороны малого бизнеса выросли, чего не скажешь о среднем бизнесе, который стал чувствовать себя хуже.
Малый бизнес – стойкий оловянный солдатик белорусской экономики
Следует заметить, что представленная статистика включает не только налоги, непосредственно уплачиваемые предприятиями и ИП по итогам хозяйственной деятельности, но и другие платежи, поступление которых контролирует МНС, например, перечисление подоходного налога, удерживаемого из зарплат работников.
Несмотря на то что численность плательщиков, которые классифицируются как субъекты малого предпринимательства (количество работников – до 100 человек), за последние 12 месяцев уменьшилась на 1280 единиц, размер перечислений в бюджет в расчете на одного плательщика вырос – в среднем, на 15% (с 28,35 до 32,8 тыс. руб.). Особенно заметно выросли средние платежи от плательщиков Брестской (+10,8%), Гродненской (+23,3%), Минской (+64,7%) и Могилевской (+104,8%) областей.
Такой эффект, в первую очередь, можно объяснить оздоровлением сегмента, связанным с ликвидацией убыточных предприятий. По крайней мере, статистика показывает, что большинство сокращений общего числа плательщиков пришлось как раз на указанные выше регионы. Однако нельзя исключать и другого аспекта: малый бизнес мог оказаться гораздо более устойчивым к последствиям кризиса, в первую очередь, из-за низкой налоговой нагрузки, небольшого штата и невысоких затрат.
Эти выводы подтверждают и данные по платежам индивидуальных предпринимателей. По сравнению с прошлым годом, данная категория плательщиков стала больше 14 тыс. человек, или 5,6%, увеличившись с 250 до 264 тыс. Средний размер перечислений в бюджет составил 1,5 тыс. руб., что на 1,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост, конечно, небольшой, однако с учетом сложной ситуации в экономике и такой результат может считаться довольно неплохим.
Однако распределение среднего размера платежей по областям показывает, что не везде поступления от индивидуальных предпринимателей выросли. Так, например, в Витебской области средний размер платежа от данной категории плательщиков уменьшился на 6,2%, Могилевской – 6,3%.
Средний бизнес сжимается, сокращая поступления в бюджет
Перечисления в бюджет средних предприятий (численность работников – от 101 до 250 человек) оказались более подвержены влиянию последствий кризиса. Если за первые 6 месяцев 2019 г. плательщики данной категории перечислили в бюджет в среднем 466,6 тыс. руб., то за такой же период 2020 года – только 418 тыс., т.е. на 10,4% меньше. Особенно серьезно кризис повлиял на предприятия Минской области, налоговые платежи которых в среднем сократились на 34%.
Лучше себя чувствуют предприятия Брестской (+6,4%), Гомельской (+4,8%) областей, а лидером по росту средних поступлений в бюджет в этом сегменте является Витебская область, плательщики которой перечислили в 2020 году на 34% больше, чем в прошлом, хотя в абсолютном выражении это по-прежнему самое низкое значение в Беларуси – 193,7 тыс. руб. на одного плательщика при среднем значении 418 тыс.
Снижение поступлений в бюджет со стороны предприятий среднего бизнеса может объясняться сокращением выручки и, как следствие, уменьшением поступлений налогов с оборота, таких как НДС. Сокращение штата и сохранение прежнего уровня оплаты труда могли привести к сокращению перечислений подоходного налога. Из-за этих факторов налоговые поступления среднего бизнеса оказались под большим давлением по сравнению с платежами малого бизнеса, который демонстрирует рост поступлений в бюджет.
Пора признать очевидное: роль малого бизнеса в период кризиса растет
Информация по удельному весу платежей от различных плательщиков в общем объеме поступлений также показывает, что роль малого бизнеса в формировании налоговых доходов бюджета существенно выросла. Если в первом полугодии предприятия с численностью работников до 100 человек и индивидуальные предприниматели обеспечивали 25% всех поступлений в бюджет, то в 2020 году эта доля выросла, как минимум, на 4%, а по некоторым областям (в частности, Минской) приблизилась к отметке в 40%.
Эти данные красноречиво демонстрируют, что в условиях кризиса именно малый бизнес является тем структурным элементом национальной экономики, который подставляет плечо бюджету в условиях сокращения других источников дохода бюджета, которые раньше казались определяющими.
И это не единственная причина, почему именно малый бизнес является тем сегментом, на который правительству следовало бы направить усилия и поддержку.
Статистика говорит о том, что именно малый бизнес абсорбирует избыточное предложение на рынке труда, которое формируют средние и крупные предприятия.
Дмитрий Иванович, специалист по анализу данных и автор телеграм-канала «Кладовая статистики» обработал данные Белстата за два последних года по приему и увольнению работников на предприятиях в зависимости от их размера. Полученные данные свидетельствуют, что за 2018 год крупные и средние предприятия потеряли 41 тыс. работников, а за 2019 год – еще 46,3 тыс. За тот же период малые и микропредприятия приняли на работу на чистой основе 32,6 и 35,8 тыс. человек соответственно.
Представленные данные говорят о том, что именно малый бизнес способен стать опорой государства в преодолении внешних шоков, снижении доходов бюджета, сокращении занятости в стране.
Налоговые поступления малого и среднего бизнеса |
||||||||
|
Количество плательщиков |
Поступление платежей в бюджет, млн руб. |
Удельный вес в поступлениях района, % |
Средний размер поступлений на 1 плательщика, тыс. руб. |
||||
|
1 июня 2019 г. |
1 июня 2020 г. |
1 полугодие 2019 г. |
1 полугодие 2020 г. |
1 полугодие 2019 г. |
1 полугодие 2020 г. |
1 полугодие 2019 г. |
1 полугодие 2020 г. |
Организации-субъекты малого предпринимательства (предприятия с численностью |
103 660 |
102 380 |
2938,60 |
3359,20 |
22,60% |
26,50% |
28,35 |
32,81 |
Минск |
40 837 |
41 143 |
1928,00 |
1959,40 |
29,90% |
30,90% |
47,21 |
47,62 |
Брестская область |
9859 |
9385 |
135,60 |
143,10 |
17,40% |
20,10% |
13,75 |
15,25 |
Витебская область |
8385 |
8257 |
135,70 |
135,80 |
17,40% |
15,30% |
16,18 |
16,45 |
Гомельская область |
9588 |
9609 |
139,50 |
145,70 |
10,90% |
13,60% |
14,55 |
15,16 |
Гродненская область |
7741 |
7691 |
77,00 |
94,30 |
6,00% |
7,30% |
9,95 |
12,26 |
Минская область |
19 090 |
18 803 |
397,40 |
644,80 |
21,60% |
39,60% |
20,82 |
34,29 |
Могилевская область |
8160 |
7492 |
125,60 |
236,20 |
20,80% |
33,40% |
15,39 |
31,53 |
Индивидуальные предприниматели |
250 088 |
264 109 |
282,5 |
303,9 |
2,20% |
2,40% |
1,13 |
1,15 |
Минск |
76 267 |
80 515 |
111 |
121,3 |
1,70% |
1,90% |
1,46 |
1,51 |
Брестская область |
33 764 |
35 159 |
32,8 |
35,4 |
4,20% |
5,00% |
0,97 |
1,01 |
Витебская область |
22 198 |
23 229 |
21,2 |
20,8 |
2,70% |
2,30% |
0,96 |
0,90 |
Гомельская область |
27 985 |
29 579 |
28 |
30,4 |
2,20% |
2,80% |
1,00 |
1,03 |
Гродненская область |
25 449 |
26 998 |
23,1 |
24,3 |
1,80% |
1,90% |
0,91 |
0,90 |
Минская область |
40 296 |
43 281 |
40,6 |
46,4 |
2,20% |
2,80% |
1,01 |
1,07 |
Могилевская область |
24 129 |
25 348 |
25,8 |
25,4 |
4,30% |
3,60% |
1,07 |
1,00 |
Средние предприятия |
2199 |
2143 |
1026,1 |
895,8 |
7,90% |
7,10% |
466,62 |
418,01 |
Минск |
517 |
526 |
507,8 |
458,5 |
7,90% |
7,20% |
982,21 |
871,67 |
Брестская область |
318 |
321 |
80,9 |
86,9 |
10,40% |
12,20% |
254,40 |
270,72 |
Витебская область |
240 |
222 |
34,7 |
43 |
4,50% |
4,80% |
144,58 |
193,69 |
Гомельская область |
288 |
263 |
89,4 |
85,6 |
7,00% |
8,00% |
310,42 |
325,48 |
Гродненская область |
197 |
185 |
61,3 |
51,8 |
4,80% |
4,00% |
311,17 |
280,00 |
Минская область |
447 |
443 |
186,3 |
121,7 |
10,10% |
7,50% |
416,78 |
274,72 |
Могилевская область |
192 |
183 |
65,6 |
48,2 |
10,90% |
6,80% |
341,67 |
263,39 |