$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Кто снимет сливки?

15.08.2008

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) в мае опубликовала доклад о развитии мирового рынка молока. Выводы экспертов оказались для отечественных предприятий более чем оптимистичными — при сохранении дефицита на данную продукцию (особенно в Западной Европе) роль наших производителей на континенте становится все более заметной.

Молочные реки

Если в 2007 г. было произведено около 676 млн. т молока, то в этом ожидается увеличение надоев на 2,5%. Тому виной активизация фермеров, которые обратили внимание на прошлогодний рывок цен на продукцию.

Наибольшее усердие проявят развивающиеся страны, в результате чего их доля на мировом рынке достигнет 47,5%.

Среди регионов выделяется Азия, в которой прирост молочной отрасли составит около 4%. Достижение показателя во многом обеспечено Китаем, где надоят на 8,5% больше, чем в прошлом году. Правда, в предыдущее десятилетие прибавка была более существенной, на уровне почти 20%. Замедление вызвано подорожанием кормов. В итоге Пекин может столкнуться с серьезным дефицитом на данную группу товаров — внутренний спрос с каждым месяцем отдаляется от предложения.

Подобные проблемы в будущем могут стать актуальными для жителей Индии и Пакистана. Пока же в этих странах достаточно 3-4% прироста производства.

Существенных темпов роста удастся добиться Латинской Америке. В частности, Аргентина, преодолев последствия наводнения 2007 г., поставит на прилавки на 6% молока больше, чем в прошлом году (правда, в стране действуют серьезные меры по ограничению экспорта), Бразилия — на 8% (в прошлом году было 10%).

Попытаются не отстать от конкурентов североамериканцы. Канада планирует увеличить выпуск молока на 1,3%, США — 2,7%. При оценке данного рынка специалисты учитывают удорожание кормов как серьезный сдерживающий фактор. С другой стороны, простимулирует надои побочный продукт при производстве биотоплива — высушенное зерно, а также низкий курс USD (правда, «зеленый» в последние недели начал укреплять свои позиции).

В 2007 г. производство в Евросоюзе заметно сократилось, что привело в отдельных странах к резкому скачку цен. Возможные прибыли не смогли существенно повлиять на специализацию фермеров — высокие расходы на корма и энергию компенсировать нечем. В итоге повышенная на 2% квота при выпуске молока окажется невыбранной. Учитывая запасы продукции, которые приближаются к нулевой отметке, специалисты предрекают Европе тяжелые времена, характерной чертой которых станет новый рывок цен (значительно превышающий среднемировой уровень).

Зато специалисты ФАО отметили успехи нашей страны. По мнению экспертов, Беларусь становится важным региональным поставщиком, демонстрирующим хорошую динамику развития. В 2007 г. надои в нашей стране увеличились на 4%. Аналогичная прибавка ожидается и в этом году.

В то же время прямые конкуренты — украинцы, несмотря на высокий потенциал отрасли, из-за претензий к качеству товаров со стороны иностранных потребителей сохранят выпуск на прошлогоднем уровне (в 2007 г. зафиксировано падение на 7% в сравнении с 2006 г.).

Россия постепенно восстанавливает свое сельское хозяйство, темпы роста надоев молока там составят около 2%, чему содействуют государственные инвестиционные программы. Впрочем, несмотря на все прилагаемые усилия, без импорта РФ в ближайшие годы не обойтись.

Но наибольшее влияние на мировую конъюнктуру оказывают Австралия и Новая Зеландия — основные мировые поставщики данного вида продукции. Именно они повинны в резком скачке цен. В этих странах наблюдаются невиданные ранее экстремальные климатические условия. Засуха на Зеленом континенте повлекла за собой спад производства в размере 3,5% (самый низкий показатель за десятилетие), в Новой Зеландии — на 4,5%.

Экспортные потоки

В 2007 г. международные поставки молочных продуктов упали до 38 млн. т. Это самый низкий показатель за долгие годы, что свидетельствует о существенном изменении характера мировой торговли. Данная тенденция найдет подтверждение и в 2008 г., по итогам которого экспортный потенциал Евросоюза снизится на 11,5%, Австралии и Новой Зеландии — на 10,4%.

Свято место пусто не бывает. Освободившиеся ниши постараются занять другие. В частности, ожидается рост на 7% поставок молока из США, а также на 10% — из Беларуси.

Правда, рынков сбыта станет меньше. Общемировой интерес к импорту и отсутствие буферных запасов вызвали рост цен, что сократило число желающих приобретать молочную продукцию. Так, Китай, Малайзия и прочие развивающиеся страны сократят импорт в 2008 г. примерно на 5%.

Подверглась серьезным изменениям и структура мировой торговли данной группы товаров. Все меньше востребованы масло и обезжиренное сухое молоко. Так, экспорт масла в 2008 г. составит только 704 тыс. т, что на 26% меньше, чем в 2004 г. (одно из исключений — наша страна). Поставки СОМ в 2008 г. сократятся на 4,6% и составят 1033 тыс. т. Аналогичная ситуация с цельным сухим молоком, реализация которого в 2008 г. в сравнении с прошлым годом должна сократиться на 1,5%, до 1714 тыс. т.

Специалисты, отмечая рост цен, акцентируют внимание на сохранении высокого спроса (изначально ожидалось гораздо более серьезное падение потребления). Потребности в молоке и масле (крупнейшие импортеры Алжир и Венесуэла) в основном будут удовлетворяться за счет поставок из ЕС, Австралии и Аргентины.

В свою очередь, интенсивно развивается торговля сыром. Мировой экспорт в 2007 г. увеличился на 3,6%, а в 2008 г. может лишь незначительно снизиться и, скорее всего, составит 1672 тыс. т. Стабилизация происходит на фоне двукратного за последние два года повышения цен (тенденция сохранится и в этом году). Значительную прибыль получат ЕС и США, увеличившие свое присутствие на внешних рынках.

Как видим, отечественным представителям агропромышленного комплекса есть смысл искать новые рынки сбыта — в случае успеха их ожидают невиданные прежде доходы. Однако найти покупателя непросто — конкуренция усиливается. Эксперты отмечают, что в долгосрочной перспективе выиграет тот, кто правильно построит свою стратегию продаж.
 
Антон БОЙКО