$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

КТО ПРИДУМАЛ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЮ

16.03.2010

На ХI ассамблее деловых кругов «Предпринимательство Беларуси — обеспечение роста и развития», состоявшейся 10 марта в Минске, представителями делового сообщества, различных министерств, ведомств и науки обсуждалась национальная платформа бизнеса Беларуси-2010 «Новый курс бизнеса и власти». Окончательная редакция платформы будет готова к 1 апреля 2010 г., а большинство ее предложений планируется воплотить в жизнь в 2010–2011 гг.

Одной из основ платформы является призыв к консолидации усилий государства и бизнеса, конструктивному диалогу между ними. Этому должно способствовать принятие закона «О частно-государственном партнерстве». Правда, наладить такое партнерство будет непросто, полагает директор Центра системных бизнес-технологий SATIO, член общественно-консультативного совета при Администрации Президента Жанна Гринюк, слишком велика дистанция между сторонами. Пока государство требует от бизнеса поддерживать АПК и снижать цены, строить социальное жилье и спасать экспорт. А встречные призывы предпринимателей убрать административные барьеры, сократить налоги и проверки с трудом находят отклик.

Поэтому сильное впечатление производит раздел платформы, посвященный открытости государства. Авторы замахнулись на ключевую проблему: келейность и кулуарность принятия решений. Действительно, если обязать государственные органы регулярно отчитываться перед бизнес-сообществом в своих действиях и расходах, поименно и публично называть авторов нормативных актов (вроде приснопамятного постановления № 991), регулярно проводить открытые парламентские слушания по проблемам предпринимательства с участием его представителей, наше общество и впрямь станет гражданским. А предприниматели, директора, бухгалтеры, глядишь, перестанут покорно прогибаться перед любым капризом чиновников. Правда, непросто будет воплотить в жизнь столь буквальное понимание конституционных прав. А порой и выйти за их нынешние пределы. Например, в платформе предлагается предоставлять на сайте Минфина информацию в полном объеме о прошлых, настоящих, и будущих бюджетных расходах. Однако в соответствии со ст.135 Конституции контроль за исполнением республиканского бюджета является прерогативой парламента, а местных — Советов депутатов. Причем отчеты обычно регулярно публикуются. В платформе есть и требование общественного контроля всех контрактов и договоров органов госуправления с государственными или частными предприятиями через размещение информации о них на сайтах соответствующих органов госуправления в свободном доступе. К сожалению, законодательством такая транспарентность не предусмотрена, хотя в соответствии со ст.34 Конституции граждане Беларуси вправе получать, хранить и распространять информацию о деятельности государственных органов, политической, экономической, культурной и международной жизни и др. Но не более того.

Что касается более конкретных предложений, то ситуация складывается интересная. Многие пункты платформы совпадают с планами, концепциями и программами правительства или, по крайней мере, обсуждаются в министерствах. Некоторые (в т.ч. разработка проекта закона о частно-государственном партнерстве) указаны в совместном плане действий по достижению прогнозов социально-экономического развития на 2010 г., разработанном Совмином и Нацбанком, иные, вроде отмены обязательного применения Единой тарифной сетки для частных предприятий, детальной регламентации затрат, включаемых в себестоимость, и нормирования их отдельных статей, обоснования экономическими расчетами уровня цен и ряд других — в утвержденном правительством плане мероприятий на 2010 год по сближению национального законодательства с МСФО. Тут не понять: то ли государство решило авансом реализовать кое-какие пожелания предпринимателей, то ли разработчики платформы стремились подобным повторением поддержать деятельность правительства в давно заданных направлениях. Например, насчет упрощения бухучета премьер-министр Сергей Сидорский распорядился почти два года назад. Правда, до системной работы здесь, кажется, дойдет лишь теперь.

Общей стратегической задачей Минэкономики и бизнеса на текущий год, по мнению замминистра экономики Андрея Тура, является расширение возможностей пользования заемными средствами для субъектов МБ, создание гарантийных фондов, которые возьмут на себя обязательства по обеспечению возврата кредитов, привлечение иностранных и отечественных инвестиций в экономику и др. Авторы платформы также предлагают создать систему прямого привлечения сбережений населения в развитие предприятий частной формы собственности, выпуск привилегированных акций и долговых ценных бумаг субъектов МСБ. Правда, такая эмиссия и сегодня допускается законодательством, как и их покупка физическими лицами, при соблюдении ряда условий. Вопрос лишь в том, способны ли субъекты МСБ обеспечить по ценным бумагам сколько-нибудь приемлемую доходность по сравнению с банковскими депозитами и не обернется ли насыщение рынка новыми инструментами строительством «пирамид».

Расширению пространства для частной инициативы, по мнению авторов платформы, мешает практика привязки ставок арендной платы, тарифов на услуги госорганизаций, государственных и таможенных пошлин, налогов и сборов к иностранной валюте и базовым величинам. Пример тому — ситуация с арендой. «Ставки по ней установили в базовых величинах, — говорит первый вице-председатель ОО «МССПиР» Виктор Маргелов. — Но информация о том, что в течение года запланировано 4 раза повысить ее размер (по предварительным подсчетам, на 30–40%), тщательно скрывается. Отменить привязку к базовым величинам необходимо как можно скорее».

Улучшить финансовое здоровье предприятий и благосостояние населения, по мнению авторов платформы, должно снижение налоговой нагрузки на 10–15%, ставки НДС — до 15%, замена отчислений в ФСЗН единым социальным налогом 15–20%. Остается лишь уточнить, как залатать дыру в бюджете, которая появится в результате таких реформ, и за счет чего платить пенсии тем, кто ушел на заслуженный отдых до 1 января 2010 г. В настоящее время, как отметил и.о. председателя Мингорисполкома Николай Ладутько, формирование бюджетов и обеспечение социальных проектов во многом лежит на плечах предпринимательства. К примеру, бюджет г. Минска в 2009 г. на 51% сформирован за счет частного сектора. Реализация платформы должна увеличить количество субъектов частного бизнеса, и, соответственно, количество плательщиков налогов, считает Н.Ладутько. В январе 2010 г. от представителей МБ в бюджет поступило 330 млрд. Br — четверть всех налоговых поступлений. При снижении на 1,5% общего объема платежей в бюджет по сравнению с январем 2009 г. в сопоставимых ценах поступления от субъектов МБ выросли на 5%, в т.ч. от организаций — на 3%, а от ИП — на 36%. Столичные власти выражают готовность к сотрудничеству с бизнес-сообществом, особенно в вопросах наращивания экспортной деятельности.

Впрочем, роль торгового и обслуживающего персонала больше не устраивает бизнес. В прошлом году было принято море документов про склады, заполненные товаром, и преференции для торгующих предпринимателей. «Впечатление, что мы занимались созданием неликвидов для челноков», — говорит замдиректора по развитию научно-производственного предприятия ЗАО «Каас-Технология» Алексей Пепеляев. Он считает, что роль субъектов МБ в промышленном производстве и инновационном развитии страны недооценивается.

Платформа – 2010, по мнению ее авторов, станет основой конструктивного сотрудничества бизнеса и власти. Представители министерств и ведомств, выступая на Ассамблее, признали, что нуждаются и готовы слушать мнение независимых экспертов и консультантов, продолжить практику создания совместных рабочих групп и даже частично передать некоторые полномочия на саморегулирование. Но способно ли деловое сообщество взять на себя ответственность координатора новой модели развития взаимоотношений? «Не все так просто, говорит В. Маргелов. Предприниматели пассивны, не хватает инициативных, деловых кадров, число экспертов и аналитиков очень ограничено. Проблемы не иссякают».

Почему так происходит? Ведь, как уверяют авторы платформы из 112 пунктов Платформы 2008 г. было реализовано 51 предложение, а в 2009 г. — 62 из 145. Быть может, дело в качестве и сути реализации? Искусно уступая в малом и подменяя реальные действия их имитацией и обещаниями, чиновники порой создают лишь видимость либерализации, не уставая рапортовать об успехах и требовать от бизнеса активности, прибыльности, запланированных темпов роста, а главное — денег. А изменить положение с помощью деклараций, круглых столов, конференций и т.п. трудно. Для решения своих проблем бизнесу нужны реальные рычаги влияния.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях