Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кто прав виноват?

О том, что наше налоговое законодательство сложно и нестабильно, говорят все. Примеров тому множество. Признают это и те, кто занимается его разработкой...
О том, что наше налоговое законодательство сложно и нестабильно, говорят все. Примеров тому множество. Признают это и те, кто занимается его разработкой. Возможно, снять некоторые вопросы поможет Налоговый кодекс. Но это будет в светлом, пусть и не столь далеком, будущем. А проблемы были вчера и остаются сегодня. Одна из таких острых ситуаций - зачет российского НДС. Дважды газета писала на эту тему. В одной статье журналист рассказал о ситуации, сложившейся на ОАО "Гомельобои" (см."НЭГ" N 96, с.6 за 2002г.). В другой - приведены примеры сделок, когда НДС не может приниматься к зачету и свою точку зрения на проблему ответственности покупателя за вычет НДС высказывает экономист, по роду деятельности часто сталкивающийся с налоговым законодательством (см."НЭГ", N 8, с.21).

Беседуя на эту тему со специалистами министерств, занимающихся разработкой нормативных документов по налогообложению, корреспондент "НЭГ" убедился, что точки зрения государственных чиновников на эту проблему существенно различаются. Наиболее решительно настроены налоговики: налогоплательщик не прав, а ответственность покупателя за зачет НДС правомерна, что соответствует мировой практике. Понятно, что в любом случае прав окажется тот... Безусловно, и схемы ухода от налогообложения существуют, и государство должно бороться с теневой экономикой. Но ситуация с зачетом российского НДС белорусскими налогоплательщиками не столь уж проста. Сегодня мы снова обращаемся к этой теме.

Зачет российского НДС: не все так просто

Налоговое законодательство (Закон "О налоге на добавленную стоимость" и Инструкция к нему) не содержит четких однозначных норм, запрещающих белорусским налогоплательщикам принимать к зачету суммы НДС, предъявленные российским поставщиком по реализации товаров на территории Беларуси. Фактически в законодательстве отсутствует норма о том, что НДС, выставленный российским поставщиком, принимается к вычету только по товарам, ввозимым из России, а по товарам, реализуемым российским поставщиком на территории Беларуси без их непосредственного ввоза в республику (в частности, в случае переработки сырья на давальческих условиях) налог к вычету не принимается и подлежит отнесению на затраты у белорусского налогоплательщика. Однако нигде это ясно не прописано.

В этой ситуации, с одной стороны, налогоплательщик действительно не знает, как ему поступать не нарушая налогового законодательства, с другой - существует реальная возможность криминала, поскольку есть вероятность (с учетом того, что по российскому законодательству налогом облагаются только реализация товаров на внутреннем рынке России и ввоз товаров на ее территорию), не уплатив налог в российский бюджет, принятый в РБ к зачету, воспользоваться этими деньгами.

Однако наличие такого криминала еще надо доказать на основе встречных проверок по РФ. Его вполне может и не быть в условиях нечеткости законодательства. Такие пробелы в законодательстве и Беларуси, и России возникли в связи с тем, что в обоих государствах национальные законы о налоге на добавленную стоимость были прописаны под принцип страны назначения. Одностороннее решение России о применении в торговле с Беларусью принципа страны происхождения не было подкреплено законодательным внедрением конкретного механизма его применения.

Поэтому возлагать за это ответственность только на налогоплательщиков без предварительного внесения необходимых поправок в законодательство, нельзя. К слову, переработка российского сырья и последующая реализация готовой продукции из него на территории Беларуси без непосредственного ее ввоза из России, как это сложилось с переработкой целлюлозы и реализацией бумаги предприятию "Гомельобои", совсем не единичный случай. Аналогичная ситуация складывается и с производством комбикормов из российского сырья и их последующей реализацией зверохозяйствам Беларуси.

Нарушения здесь, скорее, допускают российские фирмы, которые, осуществляя деятельность на территории Беларуси, не регистрируются в качестве белорусских налогоплательщиков.

Надо быть очень большим специалистом в налогообложении, чтобы на основании нашего действующего законодательства не принять к зачету НДС, выставленный российским поставщиком по такой сделке с давальческой переработкой сырья. А на отечественных предприятиях эти операции осуществляют обыкновенные бухгалтеры. Кроме того, получается, что для того чтобы все было верно с НДС, в нашем примере бумагу с Добрушской фабрики следовало вначале вывезти в Россию, а затем в установленном порядке опять ввезти в Беларусь для поставки на ОАО "Гомельобои". Чем в этом случае будут оправданы дополнительные транспортные расходы?

Анализ ситуации показывает, что надо не рубить с плеча, а сначала внести поправки в налоговое законодательство и одновременно проверить конкретно выявленные случаи, в частности с Добрушской фабрикой и Гомельобоями, на наличие злого умысла (криминала). Если такового нет, т.е. налог был уплачен российскими фирмами в бюджет России, то и наказывать наши предприятия не за что.

Аналитическая группа "НЭГ"
 
*  *  *

Проект изменений есть

В правительстве прорабатывается вопрос о внесении изменений в Закон "О налоге на добавленную стоимость" в связи с участившимися случаями принятия к зачету сумм налога, уплаченных белорусскими предприятиями, нерезидентами РБ (в частности, российским поставщикам), не состоящими на учете в налоговых органах Беларуси, при реализации принадлежащих им товаров на территории республики.

Такие случаи возникают в основном при операциях по переработке на давальческих условиях сырья и материалов, ввезенных из России, и реализации полученных в результате такой переработки готовых товаров белорусским предприятиям резидентами РФ без регистрации в качестве налогоплательщика РБ. Учитывая, что согласно российскому законодательству реализация товаров резидентами РФ вне территории России не является объектом обложения НДС, а суммы входного налога при такой реализации должны относиться на себестоимость реализуемых товаров, при этих сделках возникает реальная возможность криминальных операций на основе принятия к зачету сумм налога, фактически не уплаченных ни в бюджет РБ, ни в бюджет РФ.

Сейчас подготовлен и находится на согласовании законопроект о внесении дополнений в Закон "О налоге на добавленную стоимость", предусматривающий, что при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории РБ иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах РБ в качестве налогоплательщиков, обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога за счет средств этих иностранных лиц возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей РБ, приобретающих эти товары (работы, услуг), имущественные права на объекты интеллектуальной собственности. Согласно вносимым коррективам в указанных случаях юридические лица и индивидуальные предприниматели РБ вне зависимости от того, являются ли они плательщиками налога по своей деятельности, должны при оплате приобретаемых у иностранных лиц товаров (работ, услуг) исчислить и удержать налог со стоимости этих товаров (работ, услуг) по ставке 16,67% или 9,09% и перечислить его в бюджет РБ. Только после этого удержанные таким образом суммы налога при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории РБ у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РБ в качестве налогоплательщиков, принимаются к вычету у белорусских предприятий и индивидуальных предпринимателей в общеустановленном порядке.

Аналогичный порядок в подобных случаях действует и на территории России.

Следует отметить, что сама возможность принятия к зачету белорусскими предприятиями сумм налога, предъявленных поставщиками - резидентами России, не зарегистрированными в качестве налогоплательщиков РБ, возникла в связи с тем, что и в РБ, и в РФ тексты законов о налоге на добавленную стоимость предусматривают применение при налогообложении внешней торговли общепринятого принципа страны назначения товара, тогда как на практике во взаимной торговле РБ и РФ используется принцип страны происхождения.

Татьяна ОБРАЗКОВА, начальник бюджетно-налогового управления Минэкономики
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений