Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Консультации
23.05.2006 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кто подпишет акт сверки

Кто должен подписывать акты сверки, и имеет ли юридическую силу акт, на котором одна сторона поставила лишь свой штамп (без печати и подписей главного бухгалтера и директора)? Действителен ли акт сверки, подписанный только бухгалтером? И как относить...

Кто должен подписывать акты сверки, и имеет ли юридическую силу акт, на котором одна сторона поставила лишь свой штамп (без печати и подписей главного бухгалтера и директора)? Действителен ли акт сверки, подписанный только бухгалтером? И как относиться к записи в акте сверки о том, что в случае его неподписания в течение 10 дней расчеты считаются сверенными?

Требования к оформлению акта сверки (акта сверки взаиморасчетов) законодательно не установлены. Однако этот документ широко используется во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, а также принимается хозяйственными судами в качестве доказательства.

По своей правовой природе акт сверки является документом, в котором согласовывается размер имущественных обязательств, существующих между участниками гражданского оборота в рамках заключенного между ними договора. Подписание акта сверки может устанавливать или изменять обязательства, существующие между хозяйствующими субъектами, поэтому его можно рассматривать как сделку.

Согласно п.1 ст.49 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. По общему правилу, распоряжаться имуществом юридического лица может его руководитель. Поэтому акт сверки будет иметь юридическую силу в том случае, если он подписан руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом.

Необходимо отметить, что необходимость подписания главным бухгалтером организации отдельных документов закреплена Законом от 18.10.1994 N 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности", согласно части восьмой ст. 7 которого денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. При этом законодательство Республики Беларусь не содержит общего определения кредитных и финансовых обязательств. В то же время Минфин РБ письмом от 2003-03-17 N 15-10/146 разъяснил, что в целях применения Закона "О бухгалтерском учете и отчетности" в статье 2 указанного Закона даны определения понятиям "обязательства" и "хозяйственные операции". Первое - это отражаемые в бухучете обязанности организации перед иными лицами, в том числе ее учредителями и собственниками имущества, возникновение которых является следствием совершившихся хозяйственных операций. Второе - это действие или событие, влекущее изменения в объеме и (или) составе имущества и (или) обязательств организации.

Согласно статье 288 ГК в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Кроме того, как это усматривается из содержания пункта 2 статьи 288 ГК, в некоторых случаях понятие "обязательство" используется в значении документа, раскрывающего содержание обязательственного правоотношения (например, договор), а также в смысле долга должника перед кредитором.

Таким образом, договор является одним из оснований, причиной возникновения обязательства, а обязательства, отражаемые в бухгалтерском учете, являются в отношении договора "следствием следствия".

Следовательно, отождествление понятия "обязательство", применяемое для целей Закона и договора, необоснованно. В случае, когда гражданские права и обязанности между двумя или несколькими лицами устанавливаются, изменяются или прекращаются на основе соглашения-договора, вначале должен быть подписан договор (руководителем или лицом, им уполномоченным), потом на основании этого договора проведена хозяйственная операция, факт совершения которой в соответствии со ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете и отчетности" должен быть подтвержден первичным документом, имеющим юридическую силу, а уже после этого возникшие обязательства (возникновение которых является следствием совершившихся хозяйственных операций) должны быть отражены в бухгалтерском учете.

В связи с вышеизложенным, из положений Закона "О бухгалтерском учете и отчетности", по мнению Минфина, не вытекает обязанность главного бухгалтера подписывать заключаемые организациями, в том числе и банками, договоры.

Таким образом, полномочия другого, помимо руководителя, лица (в описанной ситуации - главного бухгалтера) по подписанию акта сверки могут основываться на доверенности или приказе. В иных случаях речь может идти лишь о визировании главным бухгалтером данного документа.

В то же время, согласно п.1 ст. 161 ГК сделка в простой письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание, и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами. Поэтому акт сверки, не подписанный полномочными представителями сторон, юридической силы не имеет.

В соответствии с п.3 ст.159 ГК молчание признается выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных законодательством или соглашением сторон. Поэтому акт сверки может считаться принятым другой стороной в случае ее молчания в течение определенного срока только в том случае, если это предусмотрено заключенным между сторонами договором. Если в договоре подобная норма отсутствует, бездействие стороны, получившей указанный акт сверки, правовых последствий не влечет, и расчеты между хозяйствующими субъектами не считаются сверенными.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений