$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Кто по воду пойдет?

08.09.2009

Правительство завершает разработку комплексного плана действий по эффективному использованию разведанных запасов минеральных подземных вод. Планируется, что с его принятием в республике будут созданы предпосылки для более активной добычи этого природного ресурса, что в свою очередь привлечет иностранных инвесторов и позволит нарастить экспорт.

Ожидается, что план будет утвержден Совмином до конца сентября. Проект документа, в частности, предполагает совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих добычу и использование минеральных вод. В нем также будут прописаны мероприятия по увеличению объемов добычи, розлива, экспорта и по расширению сферы применения этого продукта в санаторно-курортном лечении и зравоохранении.

Пока потенциал минеральных вод Беларуси используется далеко не в полной мере. К примеру, в 2008 г. их было добыто 627,1 тыс. м3, хотя разведанные запасы позволяют извлекать из недр не менее 21,2 млн. м3 в год, или в 34 раза больше!

По состоянию на 1.01.2009 г. на территории республики разведано 227 участков месторождений вод различного химического состава и минерализации, подразделяемых на 6 гидрогеохимических классов: гидрокарбонатно-хлоридные; гидрокарбонатно-сульфатные; сульфатные; сульфатно-хлоридные; хлоридные и хлоридно-сульфатные. Кроме того, некоторые воды содержат специфические компоненты: радон, йод, бром и прочие.

Однако несмотря на такое качественно-количественное разнообразие, для добычи используется менее 100 участков. Причем на 11 воду забирают на нужды нефтедобывающей промышленности для поддержания пластового давления месторождений нефти, на что уходит половина всей добытой в республике минералки. Еще 112 участков законсервированы или не освоены.

Стоит отметить, что в Беларуси уже создана достаточно разветвленная промышленная база для использования минеральной воды на потребительские нужды. В частности, в 2008 г. 42 предприятия имели техническую возможность бутилировать ее. Однако реально этим занимались только 29 субъектов хозяйствования, а их производства носили выраженный локально-региональный характер. В результате на рынке бутилированной минеральной воды наблюдается резкая концентрация: на три торговые марки («Минская», «Дарида» и «Фрост») приходится 91% объема всего розлива.

Уже сегодня можно говорить о значительной насыщенности рынка данным продуктом. А значит, есть объективная проблема с повышением объемов добычи и сбыта. Разработчики комплексного плана видят выход сразу в нескольких направлениях. Во-первых, внутренний рынок можно расширить за счет популяризации минералки среди населения. Тут свое слово должны сказать медики. Ожидается, что будут разработаны рекомендации по употреблению этого продукта в зависимости от химического состава, возраста потребителя и состояния его здоровья. Пока же на этикетках бутылок размещается весьма общая информация.

Во-вторых, серьезным резервом для роста может стать расширение комплекса услуг по оздоровлению населения в санаторно-курортных и курортно-лечебных учреждениях и увеличение доступности процедур с использованием минеральных вод.

И в-третьих, планируют более полно задействовать экспортный потенциал. К слову, кое-чего в этом направлении уже удалось достичь. В 2008 г. за рубеж поставлено 20,5 млн. л минеральной воды общей стоимостью 3,9 млн. USD. Правда, средняя экспортная цена была относительно невысока — 0,19 USD/л. Для сравнения: импортированная в Беларусь минералка в среднем стоила 0,43 USD/л. Дело в том, что по своим потребительским и вкусовым свойствам белорусский продукт может быть отнесен лишь к классу «middle». Кроме того, наши производители пока не накопили достаточно средств, чтобы заняться серьезным рекламным продвижением за рубежом и, как следствие, приблизить там наш товар к ценовому сегменту «premium».

Несколько обнадеживают недавние заявления белорусских ученых о наличии в республике геологических структур, которые теоретически могут содержать минеральную воду — аналог лучших марок Кавказа. Правда, пока это лишь теория, интересная больше обывателям, чем инвесторам. Для последних, как оказалось, даже наличие технико-экономических обоснований и развитая инфраструктура не всегда достаточны для принятия скорого решения вкладывать деньги в создание производств.

Пример тому — освоение пресных подземных вод. Их утвержденные запасы позволяют ежесуточно добывать 7,1 млн. м3, фактически же из скважин и водозаборов получают 2,5 млн. м3/сутки. Если учесть, что в настоящий момент, по данным ООН, около 60% населения планеты остро ощущает нехватку чистой питьевой воды, а к 2040 г. потребность человечества в этом жизненно важном продукте сравняется с имеющимися запасами, то перспективы экспорта белорусской воды представляются достаточно заманчивыми.

Чтобы упростить задачу инвесторам, в 2008 г. специалисты Департамента по геологии Минприроды в различных частях Беларуси определили более 80 участков с пресными подземными водами высокого качества, пригодными для бутилирования практически без водоподготовки. При этом 19 участков полностью соответствуют требованиям СанПиН РБ «Гигиенические требования к качеству питьевой воды, расфасованной в емкости», а 4 (по 2 в Минской и Брестской областях) — европейским стандартам.

В прошлом году на предложение Минприроды инвестировать в их разработку откликнулись инвесторы из десятка стран ближнего и дальнего зарубежья. Однако разразившийся глобальный экономический кризис внес свои коррективы. По ряду объектов переговоры приостановлены. Перспектива вложить 10-15 млн. EUR в создание завода по бутилированию воды с периодом окупаемости 5-7 лет теперь многим кажется не столь заманчивой.

Тем не менее говорить о полном угасании интереса к белорусским недрам преждевременно. На днях министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Владимир Цалко заявил о готовности крупной нидерландской компании инвестировать в строительство завода в Минском районе. Переговоры по созданию производства ведутся и с крупным немецким инвестором.

Кроме того, сейчас новые мощности создаются силами белорусских предприятий. Так, на КУП «Барановичский водоканал» после реконструкции введен в строй цех бутилирования питьевых вод с проектной мощностью 4,8 млн. л/год, что в 6,5 раза больше, чем до реконструкции. Аналогичные проекты также реализуют Свислочский райпотребсоюз, ЗАО «Крынiчка хатняя», КУП «Речицкий водоканал» и филиал ОАО «Криница» в Несвижском районе. А значит, уже в ближайшее время среди отечественных брендов воды стоит ожидать пополнения.

Маргарита ГЕРАСИМЕНКО, управляющий партнер портала produkty.by