Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Фондовый рынок
24.10.2017 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кто первым «отрегулирует» криптовалюту

Власти многих стран мира пытаются найти оптимальную форму регулирования цифровых финансовых инструментов. Одни готовы вводить довольно жесткие ограничения, чтобы защитить легковерную публику от неосмотрительных вложений и не допустить разгула нелегальных операций, другие согласны на минимальные рамки в надежде привлечь хоть какие-нибудь капиталы. В Беларуси пока легализовать расчеты в криптовалютах не собираются, но условия для их вовлечения в гражданский оборот планируется создать.

Вопрос разрешения ра­с­четов за товары, работы, услуги в криптовалютах в Беларуси в принципе не рассматривается, заявил председатель правления Нацбанка Павел Каллаур 18 октября т.г. на международном форуме по бан­ковским информационным тех­нологиям «БанкИТ’2017». Правда, в проекте декрета «О цифровизации» обещано предусмотреть комплексное правовое регулирование услуг криптобирж, криптообменников, при­влечения финансирования по­средством ICO (выпуска цифровых токенов для при­влечения инвестиций в проект), использования криптовалют и токенов в гражданском обороте. Предполагается легализовать деятельность майнеров и даже в перспективе создавать круп­ные майнинговые криптоцентры. Но все это может оказаться доступным лишь резидентам ПВТ.

В то же время Белорусская валютно-фондовая биржа и сама готова внести свою лепту в создание цифровой экономики. С 15 ноября здесь запускается пилотный проект с использованием технологии блокчейн. По мнению председателя правления БВФБ Андрея Аухимени, это позволит развивать новые направления, включая эмиссию криптооблигаций, криптовалют и организацию криптобиржи. БВФБ готова осуществлять первичное размещение токенов, торговать криптовалютами и размещать ICO, заявил А. Аухименя. Все системы на БВФБ для этого имеются, нужно лишь дождаться появ­ления соответствующей нормативной базы. В частности, БВФБ, по словам А. Аухимени, готова формировать курс для бухгалтерского учета любой криптовалюты.

ОСТАЕТСЯ выяснить, к каким видам активов отнести криптовалюты, чтобы сформулировать принципы и правила их учетной оценки в бухгалтерском учете, а заодно определить налоговые последствия. Здесь нашим нормотворцам придется состязаться в точности формулировок и скорости принятия решений с коллегами из разных стран мира, прежде всего из соседних.

Например, в России планируется до конца текущего года принять закон, который офор­мит статус криптовалют и ICO. Но ведомства, в т.ч. Центробанк и Минфин РФ, еще спорят о границах легализации, масш­табах контроля и налогообложении. Не ясно, как закрыть возможности использования криптовалют для мошеннических схем, отмывания денег и финансирования криминальных сделок, защитить инвесторов от «пузырей» в системе, которая по определению является децентрализованной и строится на доверии.

ОПЕРЕДИТЬ россиян может Украина, где уже внесены в Раду два законопроекта, в которых закреплены терминология, права, обязанности, ответственность и налогообложение участников операций, связанных с криптовалютами.

В частности, в законопроекте № ЗП 7381 криптовалюта определяется как программный код, являющийся объектом права собственности и предметом договора мены, информация о котором вносится и сохраняется в системе блок­чейн. Таким образом, криптовалюта не признается платежным средством, и к ней будут применяться общие положения договора мены. Кроме того, в законопроекте № ЗП 7381-1 криптовалюта при­знается финансовым активом, что означает распространение на нее правил, принятых для финансовых инструментов, в т.ч. для целей бухучета. Интересно, что ICO в обоих проектах вообще не упомянуто.

Нацбанк Украины будет регулировать обращение криптовалют, деятельность криптовалютных бирж, через которые должны проводиться все операции и осуществляться мониторинг всех транзакций, иден­тификация и персонификация участников сделок. Кроме того, планируется создать специальный орган, который будет выдавать лицензии на осуществление деятельности криптобирж и криптообменных операций, обеспечивать контроль за их деятельностью; запрещать или останавливать деятельность финансовых учреждений, предоставляющих услуги на рынке криптовалют; осуществлять пруденциальный над­зор за ними, устанавливать правила и стандарты предоставления услуг.

Уставный фонд криптобиржи должен составлять не менее 5 млн. гривен и формироваться исключительно денежными средствами (не являющимися заемными и происхождение которых можно доказать) на момент получения лицензии. Не менее 51% уставного капитала такой биржи должно принадлежать гражданам Украины, а в состав ее участников могут также входить государственные и местные органы власти, некоммерческие организации и нерезиденты.

Владеть и «майнить» криптовалюту смогут как юридические, так и физические лица. Для майнинга могут использоваться и собственные, и арен­дованные мощности. При этом полученная в результате майнинга криптовалюта, а также доходы криптовалютных бирж будут облагаться налогом на об­щих основаниях.

Майнер может распоряжаться добытой криптовалютой на свое усмотрение – менять на другие криптовалюты, электронные день­ги, ценные бумаги, валютные ценности, товары и услуги. Главное ограничение – криптовалюта не может применяться против основ национальной безопасности Украины, для призывов к свержению конституционного строя и нарушению территориальной целостности страны, для совершения терактов, финансирования терроризма, легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, обращения наркотиков, психо­тропных веществ, их аналогов или прекурсоров и других противоправных действий.

Данные о криптовалютных операциях должны храниться в системе блокчейн и являться открытыми, а данные обо всех транзакциях подлежат хранению на протяжении 5 лет. Анонимные счета в криптовалюте запрещаются.

Стимулировать деятельность майнеров и развитие рынка криптовалют предлагается путем финансовой поддержки ин­новационных проектов в области майнинга, льготных ночных тарифов и т.п.

Криптовалютные операции планируется осуществлять только через криптобиржи и пункты обмена криптовалют. С них необходимо будет уплачивать сбор на пенсионное страхование. Пред­полагается запретить майнинг с полным или частичным использованием вычислительных и других средств, принадлежащих третьим лицам, без со­гласия последних.

Одни эксперты считают под­ход украинских законодателей вполне прогрессивным и либеральным, другие, напротив, критикуют за недостаточную проработанность, неточность терминологии, нестыковки, непонимание отраслевой специфики, чрезмерное регулирование и ограничения.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ в Беларуси усиленно лоббируется идея такого определения криптовалют и токенов, которое позволит не связывать их рамками законодательства о ценных бумагах и валютном регулировании. Это обе­спечит максимальную непрозрачность эмитентов, транзакций и их участников, позволит избежать ответственности за обналичку, манипуляции и легализацию незаконных доходов. Разумеется, особо привлекательным «цифровой» рынок сделало бы освобождение от НДС, налога на прибыль и подоходного налога доходов от деятельности по майнингу, а также от создания, приобретения, отчуждения крип­товалют и токенов. Правда, в этом случае вряд ли позволят включать в затраты, учитываемые при налогообложении, расходы от такой деятельности и принимать к вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении и ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, свя­занных «цифровыми» операциями. Но эти мелкие неудобства не помешают довольно комфортно заниматься деятельностью, которая в ряде стран все строже контролируется и облагается налогами без всяких преференций.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by