Кто первым «отрегулирует» криптовалюту
Власти многих стран мира пытаются найти оптимальную форму регулирования цифровых финансовых инструментов. Одни готовы вводить довольно жесткие ограничения, чтобы защитить легковерную публику от неосмотрительных вложений и не допустить разгула нелегальных операций, другие согласны на минимальные рамки в надежде привлечь хоть какие-нибудь капиталы. В Беларуси пока легализовать расчеты в криптовалютах не собираются, но условия для их вовлечения в гражданский оборот планируется создать.
Вопрос разрешения расчетов за товары, работы, услуги в криптовалютах в Беларуси в принципе не рассматривается, заявил председатель правления Нацбанка Павел Каллаур 18 октября т.г. на международном форуме по банковским информационным технологиям «БанкИТ’2017». Правда, в проекте декрета «О цифровизации» обещано предусмотреть комплексное правовое регулирование услуг криптобирж, криптообменников, привлечения финансирования посредством ICO (выпуска цифровых токенов для привлечения инвестиций в проект), использования криптовалют и токенов в гражданском обороте. Предполагается легализовать деятельность майнеров и даже в перспективе создавать крупные майнинговые криптоцентры. Но все это может оказаться доступным лишь резидентам ПВТ.
В то же время Белорусская валютно-фондовая биржа и сама готова внести свою лепту в создание цифровой экономики. С 15 ноября здесь запускается пилотный проект с использованием технологии блокчейн. По мнению председателя правления БВФБ Андрея Аухимени, это позволит развивать новые направления, включая эмиссию криптооблигаций, криптовалют и организацию криптобиржи. БВФБ готова осуществлять первичное размещение токенов, торговать криптовалютами и размещать ICO, заявил А. Аухименя. Все системы на БВФБ для этого имеются, нужно лишь дождаться появления соответствующей нормативной базы. В частности, БВФБ, по словам А. Аухимени, готова формировать курс для бухгалтерского учета любой криптовалюты.
ОСТАЕТСЯ выяснить, к каким видам активов отнести криптовалюты, чтобы сформулировать принципы и правила их учетной оценки в бухгалтерском учете, а заодно определить налоговые последствия. Здесь нашим нормотворцам придется состязаться в точности формулировок и скорости принятия решений с коллегами из разных стран мира, прежде всего из соседних.
Например, в России планируется до конца текущего года принять закон, который оформит статус криптовалют и ICO. Но ведомства, в т.ч. Центробанк и Минфин РФ, еще спорят о границах легализации, масштабах контроля и налогообложении. Не ясно, как закрыть возможности использования криптовалют для мошеннических схем, отмывания денег и финансирования криминальных сделок, защитить инвесторов от «пузырей» в системе, которая по определению является децентрализованной и строится на доверии.
ОПЕРЕДИТЬ россиян может Украина, где уже внесены в Раду два законопроекта, в которых закреплены терминология, права, обязанности, ответственность и налогообложение участников операций, связанных с криптовалютами.
В частности, в законопроекте № ЗП 7381 криптовалюта определяется как программный код, являющийся объектом права собственности и предметом договора мены, информация о котором вносится и сохраняется в системе блокчейн. Таким образом, криптовалюта не признается платежным средством, и к ней будут применяться общие положения договора мены. Кроме того, в законопроекте № ЗП 7381-1 криптовалюта признается финансовым активом, что означает распространение на нее правил, принятых для финансовых инструментов, в т.ч. для целей бухучета. Интересно, что ICO в обоих проектах вообще не упомянуто.
Нацбанк Украины будет регулировать обращение криптовалют, деятельность криптовалютных бирж, через которые должны проводиться все операции и осуществляться мониторинг всех транзакций, идентификация и персонификация участников сделок. Кроме того, планируется создать специальный орган, который будет выдавать лицензии на осуществление деятельности криптобирж и криптообменных операций, обеспечивать контроль за их деятельностью; запрещать или останавливать деятельность финансовых учреждений, предоставляющих услуги на рынке криптовалют; осуществлять пруденциальный надзор за ними, устанавливать правила и стандарты предоставления услуг.
Уставный фонд криптобиржи должен составлять не менее 5 млн. гривен и формироваться исключительно денежными средствами (не являющимися заемными и происхождение которых можно доказать) на момент получения лицензии. Не менее 51% уставного капитала такой биржи должно принадлежать гражданам Украины, а в состав ее участников могут также входить государственные и местные органы власти, некоммерческие организации и нерезиденты.
Владеть и «майнить» криптовалюту смогут как юридические, так и физические лица. Для майнинга могут использоваться и собственные, и арендованные мощности. При этом полученная в результате майнинга криптовалюта, а также доходы криптовалютных бирж будут облагаться налогом на общих основаниях.
Майнер может распоряжаться добытой криптовалютой на свое усмотрение – менять на другие криптовалюты, электронные деньги, ценные бумаги, валютные ценности, товары и услуги. Главное ограничение – криптовалюта не может применяться против основ национальной безопасности Украины, для призывов к свержению конституционного строя и нарушению территориальной целостности страны, для совершения терактов, финансирования терроризма, легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, обращения наркотиков, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров и других противоправных действий.
Данные о криптовалютных операциях должны храниться в системе блокчейн и являться открытыми, а данные обо всех транзакциях подлежат хранению на протяжении 5 лет. Анонимные счета в криптовалюте запрещаются.
Стимулировать деятельность майнеров и развитие рынка криптовалют предлагается путем финансовой поддержки инновационных проектов в области майнинга, льготных ночных тарифов и т.п.
Криптовалютные операции планируется осуществлять только через криптобиржи и пункты обмена криптовалют. С них необходимо будет уплачивать сбор на пенсионное страхование. Предполагается запретить майнинг с полным или частичным использованием вычислительных и других средств, принадлежащих третьим лицам, без согласия последних.
Одни эксперты считают подход украинских законодателей вполне прогрессивным и либеральным, другие, напротив, критикуют за недостаточную проработанность, неточность терминологии, нестыковки, непонимание отраслевой специфики, чрезмерное регулирование и ограничения.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ в Беларуси усиленно лоббируется идея такого определения криптовалют и токенов, которое позволит не связывать их рамками законодательства о ценных бумагах и валютном регулировании. Это обеспечит максимальную непрозрачность эмитентов, транзакций и их участников, позволит избежать ответственности за обналичку, манипуляции и легализацию незаконных доходов. Разумеется, особо привлекательным «цифровой» рынок сделало бы освобождение от НДС, налога на прибыль и подоходного налога доходов от деятельности по майнингу, а также от создания, приобретения, отчуждения криптовалют и токенов. Правда, в этом случае вряд ли позволят включать в затраты, учитываемые при налогообложении, расходы от такой деятельности и принимать к вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении и ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, связанных «цифровыми» операциями. Но эти мелкие неудобства не помешают довольно комфортно заниматься деятельностью, которая в ряде стран все строже контролируется и облагается налогами без всяких преференций.