$

2.1336 руб.

2.4185 руб.

Р (100)

3.1868 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

КТО ОТВЕТИТ ЗА ПРОГНОЗ И БАЛАНС ПОКАЗАТЕЛЕЙ

06.08.2010

Предыдущая статья «Резерв роста» («ЭГ» № 53, с.3) вызвала у читателей ряд вопросов. И главные из них: обязательны ли вообще прогнозные показатели и как их выполнять, если для этого нет ресурсов, а ситуация на рынке не благоприятствует? К сожалению, чиновники ясного ответа не дают, ограничиваясь общими фразами о важности прогнозирования и воплощения в жизнь параметров прогноза.

Главными целями разработки прогнозов и программ Закон от 5.05.1998 № 157-З «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» провозглашает достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и на этой основе — повышение уровня жизни народа. Эти прогнозы и программы используются при принятии республиканскими органами госуправления решений в области социально-экономической политики государства. При этом ни сам Закон, ни иные нормативные акты не устанавливают ответственность субъектов хозяйствования за невыполнение прогнозов и программ, как, кстати, и их авторов за ошибки в прогнозировании.

Однако указы главы государства и постановления Совмина возлагают на руководителей республиканских органов госуправления, местных исполнительных и распорядительных органов персональную ответственность за достижение разработанных прогнозов социально-экономического развития по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам. Так, п. 4 постановления Совмина от 31.12.2009 № 1740 поручает этим органам определить основные целевые показатели развития, обеспечивающие выполнение установленных на 2010 г. основных целевых показателей прогноза страны для подчиненных (входящих в состав) организаций и иных хозяйственных обществ, в которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами или пользующимися государственной финансовой поддержкой. При этом оговаривается, что для хозобществ, не пользующихся господдержкой и не имеющих доли государства, позволяющей принимать решения в этих обществах, основные целевые показатели развития не определяются. Тем не менее постановление № 1740 устанавливает прогнозные показатели роста объемов продукции, в т.ч. и для юридических лиц без ведомственной подчиненности, не уточняя, каким образом эти цифры должны обеспечиваться.

Разумеется, министерства и концерны, осуществляя в рамках своей компетенции управление подведомственными предприятиями, вправе доводить до них производственные планы и добиваться их исполнения. В частных же фирмах определение основных направлений деятельности относится к компетенции собрания участников хозяйственных обществ или совета директоров (наблюдательного совета), а в унитарных предприятиях — их учредителей. И требовать от владельцев бизнеса корректировать свои планы в соответствии с прогнозами государства не вправе никто. Вряд ли социальная ответственность белорусских (как и любых других) бизнесменов зайдет столь далеко, чтобы наращивать объемы без надежных гарантий сбыта, осуществлять ненужные капвложения и повышать зарплату без экономических предпосылок. Мало какая частная фирма может себе позволить враз поднять оклады своим работникам, скажем, на 18,5%, как это сделано для руководителей и специалистов некоторых госорганов постановлением Минтруда и соцзащиты от 14.07.2010 № 111.

Казалось бы, рычагов для воздействия на «слаборастущего» частника у чиновников не так много. Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом от 16.01.2009 № 1, не позволяет, как в былые времена, закрыть убыточное частное предприятие, а Указ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» ограничивает количество проверок. Тем не менее возможность «надавить» при желании найдется. Например, если данные статистической, бухгалтерской и налоговой отчетности демонстрируют низкую зарплату и сокращение выручки или прибыли, это, по мнению налоговиков, является информацией о возможном нарушении законодательства. Значит, есть повод для внеплановой проверки.

Напомню, что в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., утв. постановлением Совмина от 3.04.2000 № 445, предполагалось осуществлять реформу оплаты труда с учетом необходимости постепенного переноса социальных расходов из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан. При этом запланированы среднегодовые темпы прироста реальных доходов населения в 2006–2010 гг. — 5–6%; реальной зарплаты — 6–7%, а производительности труда — 7,6–8,1%.

На практике же зарплата растет куда быстрее производительности труда (прогноз по которой хронически не выполняется), что, похоже, совершенно не волнует чиновников. Однако лозунг «каждому по прогнозу» выполним лишь при условии внесения адекватной лепты трудящихся в ВВП страны и выручки каждого отдельного предприятия. Но если объемы продаж не растут, а цены поднять не удается, нет и источника повышения зарплаты. И тогда выполнение требований чиновников при отсутствии экономических предпосылок грозит убытками — за что тоже не похвалят. Между тем, по данным Белстата, рост выручки за январь–май 2010 г. на 27,2% по сравнению с 5 месяцами прошлого года сопровождается снижением рентабельности реализованной продукции, работ, услуг, до 9,8% против 10,2% годом ранее. С марта по май это показатель в стране упал с 12,6% до 9,9, т.е. на 1/5, как и объем чистой прибыли — той самой, которая согласно ГК является целью деятельности любой коммерческой организации. Убыточный бизнес смысла не имеет и свидетельствует о просчетах менеджмента, а может быть — о сокрытии доходов или завышении расходов, т.е. о налоговом правонарушении. Наибольшие подозрения (зачастую обоснованные) вызывают убыточные компании, работающие в высокодоходных сферах. Строго говоря, расходы, связанные с ведением заведомо убыточной деятельности, нельзя признать направленными на получение дохода, как требует ст. 130 Налогового кодекса — со всеми вытекающими последствиями. Однако так далеко логика контролеров пока не заходит. Зато достижения заданного 500-долларового рубежа зарплаты, по их мнению, поможет стимулировать рост экономики. А заодно выявит резервы дополнительных налоговых поступлений (что как-то не вяжется с обещаниями снижения налоговой нагрузки).

Безусловно, стратегическое планирование — дело нужное и полезное. Оно должно давать надежный и достижимый ориентир на средне- и краткосрочный период как в масштабе страны, так и для отдельных предприятий. Но принуждение к выполнению прогнозных показателей, невзирая на реальное состояние рынка и имеющиеся в наличии ресурсы, лишь подрывает сам институт прогнозирования и провоцирует приписки и диспропорции в экономике. А это в недалеком будущем еще аукнется. Ведь все экономические показатели так или иначе связаны между собой. Их сбалансированность — особое искусство. Погони за целым стадом зайцев одновременно...

Леонид ФРИДКИН