$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

КТО ОТВЕТИТ ЗА КОМФОРТ И УЮТ

25.06.2010

Коллегия Комитета государственного контроля рассмотрела результаты проверки организаций ЖКХ по вопросам соблюдения законодательства при формировании себестоимости жилищно-коммунальных услуг, использования государственных средств и имущества. В этой сфере накопилось немало проблем.

Председатель КГК Зенон Ломать напомнил, что Программа развития жилищно-коммунального хозяйства на 2006–2010 годы предусматривает ежегодное снижение себестоимости затрат в отрасли на 4%, а всего к уровню 2005 г. — на 20%. Судя по документам, в целом по стране эти цифры выдерживаются, но в отдельных коммунальных хозяйствах ряд показателей ниже требуемого. Встречаются и приписки. Между тем выполнение плана по снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг в сопоставимых ценах на кошельках населения позитивно не отражается, поскольку этот показатель в текущих ценах постоянно растет. Разумеется, тут есть объективные факторы: повышение цен на энергоресурсы, стройматериалы и др. Но есть и другие причины: необоснованное отнесение затрат на себестоимость (в т.ч. по оплате труда и теплоснабжению); нерациональное использование и перерасход ресурсов; завышение стоимости работ, нарушения в оплате труда. Завышение себестоимости услуг позволяет необоснованно получать бюджетные субсидии. Ряд таких случаев выявлен в ходе проверок.

Организациями ЖКХ превышаются нормы расходования ресурсов. Несмотря на это, не всегда обеспечивается соблюдение государственных социальных стандартов, в т.ч. по поддержанию необходимой температуры воздуха в отопительный период.

На коллегии отмечено, что нормативные правовые акты, регулирующие порядок отнесения затрат на себестоимость жилищно-коммунальных услуг, во многом устарели. Так, в Особенностях состава затрат, включаемых в себестоимость продукции предприятий Минжилкомхоза от 27.04.1999, и Методических рекомендациях по учету производственных затрат и калькулированию себестоимости услуг на предприятиях ЖКХ от 12.11.1999 до сих пор фигурируют статьи давно не существующих расходов. Выступающие отметили, что имеются недостатки в методологии распределения затрат, неоднозначное понимание специалистами отдельных норм законодательства в этой сфере.

Государство затрачивает огромные суммы на финансирование жилищно-коммунального хозяйства. Так, в 2008 г. израсходовано 3108,8 млрд. Br, в 2009 г. — 3040 млрд., в I квартале 2010 г. — 708,1 млрд. Br. Однако эти средства организациями ЖКХ зачастую расходуются неэффективно и с нарушениями. Не достигаются цели реконструкции отопительных систем, проводимой за бюджетные средства, закупки порой осуществляются через посредника по многократно завышенным ценам.

На 6 объектах капремонта сетей водоснабжения и канализации УП «Минскводоканал» стоимостью около 6 млрд. Br завышена стоимость выполненных строительно-монтажных работ и затрат (в т.ч. из-за ошибок проектных организаций) на 639 млн. Br, в т.ч. 314,6 млн. из бюджета. В ходе проверки ошибки проектировщиками устранены, а необоснованно полученные бюджетные средства возвращены в бюджет.

При проведении капремонта ряда жилых домов одно из минских ЖРЭО допустило завышение стоимости выполненных работ на сумму 185 млн. Br, в т.ч. бюджетных средств — 159 млн. Br (возвращены в бюджет). Этим ЖРЭО отчисления населения на капремонт жилья на сумму 77 млн. Br использованы не по целевому назначению, а на оплату компьютеров, чайников, проездных билетов и др.

Не всегда обеспечивается надлежащее качество работ. Так, органами Госстройнадзора за три года только одному из ЖРЭО столицы выдано 54 предписания на устранение нарушений, допущенных при капремонте жилья.

В г. Минске между ЖРЭО и их дочерними предприятиями (ЖЭСами, участками) заключены договоры на содержание и ремонт жилфонда. Ежемесячно составляется двусторонний акт выполненных работ с оценкой их качества ЖРЭО без какого-либо участия жильцов. Не участвуют граждане и в оценке технического состояния домов при проведении их осмотров эксплуатирующими организациями.

В ходе проверок товариществ собственников в Минске выявлены многочисленные нарушения в порядке ведения бухучета и делопроизводства. Также выявлена недостаточная работа по взысканию задолженности с членов товариществ по оплате жилищно-коммунальных услуг, нецелевое расходование отчислений граждан на капремонт и другие нарушения. В КГК пришли к выводу, что в стране сложилась громоздкая, многоступенчатая система управления организациями ЖКХ, с дублированием в отдельных случаях выполняемых ими функций. К примеру, коммунальные службы Минска насчитывают 17 015 человек. В их задачи входит обслуживание 30 млн. м2 жилья. При этом, с одной стороны, руководители отрасли жалуются на нехватку кадров, а с другой, КГК отмечает избыток начальников при нехватке линейных работников и огромной разнице в зарплатах тех и других.

В итоге страдает потребитель. Зенон Ломать отметил, что 20–30% обращений граждан — это жалобы на услуги служб ЖКХ. Только в этом году в комитет обратилось с такими проблемами более 200 жителей республики, в прошлом году — около 2000.

В текущем году по результатам проверок по состоянию на 7.06.2010 г. к организациям ЖКХ применены административные взыскания в виде штрафа на сумму 2273,4 млн. Br, уменьшено финансирование из бюджета на 2367 млн., возвращено в казну 504,4 млн., допричислено 441,5 млн. Br налогов. К административной ответственности привлечено 54 должностных лица, к дисциплинарной — 127 работников, в отношении двух человек возбуждено уголовное дело.

В итоге коллегия КГК предложила правительству рассмотреть вопросы: о внесении изменений и дополнений в КоАП, предусматривающих ответственность юридических лиц за нецелевое использование отчислений населения на капитальный ремонт жилищного фонда, а также за завышение стоимости выполненных за счет этих средств работ по его капремонту (модернизации); проанализировать затраты, относимые на себестоимость технического обслуживания, и принять меры по минимизации их состава, а также другие вопросы по улучшению положения в этой сфере. Ряд поручений, направленных на снижение себестоимости и повышение качества оказываемых населению услуг, дан Минжилкомхозу. В частности, ему совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом поручено принять меры по сокращению потерь и неучтенных расходов воды, обеспечению участия собственников и нанимателей жилых помещений в оценке качества и полноты услуг, оказанных им организациями ЖКХ.

Ольга ШАВЕЛА