$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

КТО ОТВЕТИТ РИТЕЙЛЕРУ ЗА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

11.02.2011

Воплощая в жизнь рекламный слоган «Купляйце беларускае!», торговые предприятия ежедневно вынуждены противостоять безответственности и неэффективности госпоставщиков. «Силой административного ресурса никогда не удастся заставить розницу работать так, как хочет госпроизводитель», — такое мнение высказал директор ЗАО «Универсам «Юбилейный-91» Владимир НЕРОЗЯ, выступая на 5-м продовольственном бизнес-форуме, организованном в рамках конкурса потребительских предпочтений «Продукт года-2010».

В розничной торговле сегодня не самые высокие зарплаты, и никто не будет в убыток себе ставить на полки некачественный или не пользующийся спросом товар. Поэтому розница обращает внимание на того поставщика, что предлагает лучшие условия, сотрудничество с которым принесет больше прибыли.

Иные поставщики уверены, что их товар возьмут лишь потому, что они — белорусские производители. Сбить эту спесь удается не сразу, т.к. «потенциальный партнер» уверен, что розницу все равно заставят торговать отечественным товаром, а не то замучают проверками.

Лишь немногие менеджеры предприятий, получив опыт или образование за границей, предлагают расширить ассортимент, привозя образцы на пробную продажу, и предлагают отсрочку платежа. Как правило, это частные компании.

Самый непонятный вопрос: почему отечественный товар часто дороже импортного? В ответ ссылаются на подорожание сырья и транспортных тарифов, рост налогов. Но вот показательный пример: мы продаем (исключительно из соображений имиджа) живую форель, которую разводят в одном хозяйстве под Минском. Там все свое: земля, рабочие, вода, корма, зарплата, транспорт. А отпускная цена этой форели — 9 EUR/кг, тогда как в Германии — 3 EUR уже в супермаркете. Но ведь там зарплата в 5–6 раз выше, чем у нас, налоги не меньше. Какой же смысл покупать неконкурентоспособный по цене белорусский товар? Раньше, выезжая за границу, мы брали в дорогу свои продукты, чтобы сэкономить. Сегодня это стало бессмысленным, за рубежом удовлетворение обычных потребительских нужд гораздо дешевле. Не стыдно ли, что сегодня в отечественных магазинах импортное пиво стоит столько, как за границей — в ресторане?

Поэтому когда госпоставщики ссылаются на административный ресурс, я напоминаю: на протяжении всей истории рабский труд никогда не давал прибыли и хороших результатов. Удовлетворенность сотрудничеством рождается в другом диалоге. Например, в таком, который ведет ОАО «Савушкин продукт». Купив в Пинске молочный завод, головная компания сразу стала возить на него работников торговли, чтобы убедить в высоком качестве выпускаемой продукции и культуре труда. После таких акций сотрудничать с известным производителем стали еще активнее...

С некоторыми другими сложно работать только потому, что у них непостоянное качество: в образцах одно, в массовых партиях товара — совсем другое. Потом объясняют: не то мясо привезли, не то молоко поставили... Есть случаи, когда удается создать ходовую продукцию, хорошо разрекламировать, а потом она тут же исчезает с рынка — то на ремонт встанут, то на экспорт переориентируются. В Европе никто себе такого не позволит, не создав достаточных запасов у торговых партнеров.

Мы специально обучаем наших работников только за границей, чтобы получить конкурентное преимущество и улучшить культуру труда, технологии, рассказывает директор супермаркета. И мы не хотим принимать объяснения о том, что работать, как в Европе мы не можем... Можем! Но сегодня в Беларуси большая часть продуктов дефицитна.

Розница сильно зависит от ритмичности поставок. Но примерно 85–90% государственных производителей и оптовиков при заключении договоров вычеркивают из них пункт об ответственности за несвоевременную поставку товара. Получается, розничная торговля отвечает за все: за приемку товара, выгодную его выкладку, сохранность, оплату. А вот производитель, со своей стороны, зачастую не может выполнить заявку или хотя бы уведомить магазин о срыве сроков или объемов. Почему такой «деловой этикет» за пределами возможностей отечественных промышленников? В результате мы «теряем лицо» перед покупателем, который не может найти полюбившийся товар в нашем магазине. А вот частники, случись критическая ситуация, хоть на такси готовы привезти товар, чтобы не случилось дефицита. Так они закрывают брешь, которую создают госпоставщики. Поэтому, когда власти заставляют нас заключить с конкретным предприятием договор на поставку, то пока на пункт об ответственности не согласятся, мы, со своей стороны, договор не подписываем.

Если образуется ажиотажный спрос на какой-нибудь сезонный товар, например сахар, поставщики порой ведут себя некорректно. Как только это случается, «Белбакалея» тут же повышает цену или предлагает в «нагрузку» неходовой товар. Или, например, если завод шампанских вин не может толком раскрутить свои вина, то навязывает их в дополнение к шампанскому. Приходится брать, а потом продавать без наценки — лишь бы избавиться. Но ведь долго так продолжаться не может. Как только уйдем от административных барьеров — перейдем к другим поставщикам.

Работая с госпредприятиями, розница часто сталкивается с безответственностью с их стороны. Когда возникает проблема с исполнением договора, то разобраться по телефону, кто же отвечает за конкретную поставку, практически невозможно... Приходится искать посредников, других поставщиков, чтобы закрывать бреши на прилавках. Импортеры ведут себя гораздо ответственнее, не допускают срывов в поставках.

Да, к нам на полку попасть трудно, сами поставщики оценивают наши условия как «самые жесткие». Но каждое условие подкрепляется законодательством. Зато у партнеров, которые выполняют эти требования, — миллиардный товарооборот.

У нас хорошие отношения со всеми отечественными пивоваренными предприятиями. Например, с «Криницей» на протяжении последних трех лет мы только увеличиваем товарооборот. Пивовары не стоят на месте, предлагают разнообразные условия поставок, упаковки. А вот отношения с производителями хлебобулочных изделий, например с минскими, складываются непросто. Похоже, что у них главный — водитель, который развозит хлеб. Именно он решает, в какой магазин сначала заедет. Особенно критическая ситуация складывается с этим товаром перед праздниками.

Среди других проблем — оформление накладных. Делать это правильно многие предприятия почему-то не в состоянии. Например, «Кобринский мясокомбинат» выпускает отличную продукцию, но из-за своего программного обеспечения до сих пор накладные оформляют с ошибками. А штрафы за это платит как поставщик, так и покупатель. Но кому нужны такие потери. Ежедневно магазин заворачивает по 10–15 машин из-за неправильно оформленных накладных, а со временем отказывается работать с такими поставщиками и ищет других.

Записала
Оксана КУЗНЕЦОВА