Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Интеллектуальная собственность
28.05.2002 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кто остановит пирата?

В странах с переходной экономикой сейчас широко распространено "интеллектуальное пиратство"...

В странах с переходной экономикой сейчас широко распространено "интеллектуальное пиратство". Этот показатель составляет обычно 65--75%, что на порядок превышает средний уровень по странам Европейского союза. А какова ситуация с охраной прав интеллектуальной собственности в Республике Беларусь?

Острота вопроса обусловлена прежде всего пагубными последствиями контрафакции и пиратства для национальной экономики. Во-первых, снижение объемов продаж продукции, в том числе содержащей объекты авторского и смежных прав, из-за наличия на рынке более дешевого товара ведет к потере рабочих мест. Во-вторых, неадекватная реализация прав интеллектуальной собственности препятствует притоку инвестиций и налоговых поступлений в результате снижения или неуплаты НДС, импортных пошлин (на контрабандные товары) и неуплаты корпоративных налогов производителями, у которых были перехвачены инициативы коммерческих сделок, а также неуплаты налогов многочисленными продавцами таких товаров, оперирующими на "черном рынке". Кроме того, незаконные копии лекарственных препаратов, продуктов питания, алкогольных напитков, запасных частей легковых и грузовых автомобилей, а также летательных аппаратов могут создать угрозу здоровью и жизни граждан.

Немаловажно и то, что плохое обеспечение реализации прав интеллектуальной собственности наносит ущерб способности страны выполнять свои международные обязательства по соглашениям ВТО и по различным международным конвенциям, что чревато санкциями в отношении Беларуси, неспособной наладить у себя эффективную борьбу с производством и реализацией контрафактной продукции и пиратством. При этом следует подчеркнуть, что нечестная конкуренция в большинстве случаев связана не с нарушением авторского права, а с нарушениями прав владельцев товарных знаков. Это означает, в соответствии с законодательством республики, несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже и иное введение в гражданский оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения.

Исходя из анализа международного опыта для усиления реализации прав интеллектуальной собственности (ПИС) и поддержки инвестиций требуется комплексная реализация следующих мер государственной политики:

-- создание законодательства по правам интеллектуальной собственности, соответствующего международным стандартам;

-- наличие адекватных механизмов и технических средств для реализации законодательства;

-- координация деятельности правоприменительных органов разных государственных учреждений, занимающихся реализацией прав интеллектуальной собственности;

-- достаточная подготовка и укомплектованность штата министерств и ведомств, связанных с защитой прав интеллектуальной собственности;

-- поддержка средств массовой информации, пропагандирующих усиление защиты ПИС;

-- протекционизм в отношении организаций, проводящих НИОКР и осуществляющих инновационные проекты, как наиболее подверженных "интеллектуальному пиратству";

-- программа поддержки отечественной культуры (композиторы, кинопроизводство, радио- и телевещание и т.п.).

Следует отметить, что на протяжении последних лет Беларусь реализует ряд законов по вопросам интеллектуальной собственности, соответствующих международным стандартам. Кроме того, республика присоединилась к некоторым международным конвенциям в этой области, а в рамках СНГ является участницей Соглашения о пресечении правонарушений в сфере интеллектуальной собственности.

Законодательство в данной сфере с учетом накопленного правоприменительного опыта продолжает совершенствоваться. Так, в конце 2001г. принят Закон "О внесении дополнений в Таможенный кодекс Республики Беларусь" (вступит в силу 2002-06-12г.). В соответствии с дополнениями правообладатель или иное лицо, представляющее его интересы, имеющие основания полагать, что при перемещении товаров через таможенную границу республики нарушены или могут быть нарушены права правообладателя на объекты интеллектуальной собственности (ОИС), вправе подать в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь заявление об осуществлении таможенными органами мер по защите его прав на ОИС.

Таким образом, в общем плане, любые физические и юридические лица, в том числе и иностранные граждане, могут рассчитывать на защиту принадлежащих им прав интеллектуальной собственности и связанных с ними законных интересов.

И все же в республике сохраняются пока проблемные вопросы. Поскольку зарубежные производители недостаточно представлены в Беларуси, правоохранительным органам иногда трудно установить конкретных правообладателей, чьи права нарушаются.

Уголовное и административное преследование за нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав может быть инициировано только заявлением потерпевшего (правообладателя).

Корректное проведение экспертизы контрафактной продукции возможно лишь при наличии образцов лицензионной продукции, которые практически отсутствуют.

Значительно затруднено установление субъектов хозяйствования, занимающихся изготовлением и распространением оптических носителей цифровой информации (лазерные диски), аудио-видео-продукции, так как данный вид деятельности жестко не регулируется государством.

Очевидно, что эти вопросы ждут своего скорейшего решения. Представляется, что обязательная и добровольная сертификация продукции различного назначения в Национальной системе сертификации Республики Беларусь и систем сертификации других государств, подтверждающая ее качество, безопасность и происхождение, является наиболее действенным рычагом в обеспечении защиты потребительского рынка от контрафактной (пиратской) продукции. Дело лишь за разработкой соответствующих процедур обязательной сертификации продукции, содержащей объекты интеллектуальной собственности.

Целесообразно также вернуться к вопросу о введении идентификационных знаков для экземпляров фонограмм, аудиовизуальных произведений, компьютерных программ и баз данных.

Особо следует подчеркнуть актуальность координации деятельности правоприменительных органов республики. К слову, сейчас по инициативе Министерства иностранных дел, поддержанной рядом заинтересованных органов госуправления, готовится проект решения правительства о создании межведомственной рабочей группы по вопросам защиты и осуществлению прав интеллектуальной собственности в Республике Беларусь. У рабочей группы, надо полагать, будут необходимые полномочия для наведения должного порядка в этой важной сфере экономики.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений