Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
23.03.2012 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КТО НЕ С НАМИ - ТОТ СО СЛОЖНОСТЯМИ©

Очередное заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС завершилось обещаниями реформирования этого интеграционного объединения. «Всеобъемлющий договор о формировании Евразийского экономического союза может быть подписан к 1 января 2015 г.», — заявил президент России Дмитрий Медведев, отбывающий последние дни своего правления. Тем же, кто не захочет присоединиться к новому союзу, обещаны нелегкие времена.

 Очередное заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС завершилось обещаниями реформирования этого интеграционного объединения. «Всеобъемлющий договор о формировании Евразийского экономического союза может быть подписан к 1 января 2015 г.», — заявил президент России Дмитрий Медведев, отбывающий последние дни своего правления. Тем же, кто не захочет присоединиться к новому союзу, обещаны нелегкие времена.

В заседании 19 марта принимали участие президенты России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, а также лидеры Армении, Молдовы и Украины, имеющие статус наблюдателей. Д.Медведев предложил собравшимся обсудить вопрос о реорганизации ЕврАзЭС, подчеркнув, что этот процесс должен носить цивилизованный характер, проходящий в определенных правовых рамках. Эти рамки тут же начали создавать, подписав три документа: решения Высшего евразийского экономического совета «О ходе работы над проектом Договора о преобразовании Евразийского экономического сообщества», «О начале работы Евразийской экономической комиссии» и «О ходе работы над выполнением решения глав государств «Об унификации паспортно-визового контроля в государствах — членах Таможенного союза». На пресс-конференции по итогам нынешнего заседания Д.Медведев заявил, что всеобъемлющий договор о новом союзе будет разработан и подписан к 1.01.2015 г. По мнению уходящего президента РФ, это не так долго: на формирование Евросоюза ушло почти полвека. «У нас такого времени нет. У нас впереди два с небольшим года, в течение которых необходимо завершить все процессы», — сказал Д.Медведев. После дополнительных консультаций на следующем саммите ЕврАзЭС должны быть рассмотрены подходы к реорганизации институтов союза. «Наша дискуссия в узком составе показала, что у нашего объединения есть четко выстроенная идеология и перспективы», — подчеркнул российский президент.

По-видимому, в основе этой идеологии лежит политика кнута и пряника. «Государства-наблюдатели в ЕврАзЭС получат определенные привилегии в случае присоединения к Таможенному союзу, в противном случае у них могут возникнуть определенные сложности, — заявил после саммита Д.Медведев. — Мы говорили о том, что создаем Таможенный союз, и о преимуществах, и об определенных сложностях, которые могут возникнуть и уже возникают у государств, которые не являются членами Таможенного союза. Если ты участвуешь в каком-либо международном образовании, ты получаешь определенный набор привилегий. Если ты в этом правосубъектном объединении не участвуешь, соответственно у тебя могут быть сложности. Нашу позицию мы считали нужным донести до сведения некоторых наших государств-наблюдателей».

Сложности у «несоюзных» стран уже начались. Так, Россельхознадзор по просьбе белорусского департамента ветеринарного продовольственного надзора проинспектирует два десятка молочных и мясных предприятий Украины, поставляющих продукцию в Беларусь. Россельхознадзор намерен спросить и у казахстанских коллег, кого бы еще проинспектировать. В ведомстве уверяют, что это “обычная, плановая проверка”. Но прошлые громкие запреты на поставки молдавских, грузинских, белорусских и прочих товаров заставляют уважать умение российских санитаров являться вовремя.

Несмотря на грозящие затруднения, вступать в Таможенный союз и Евразийское экономическое сообщество страны-страны-наблюдатели не спешат. Украина продолжает настаивать на формуле «3 + 1», параллельно ища альтернативу российскому газу. А вице-премьер, министр иностранных дел Молдовы Юрий Лянкэ заявил во вторник, что правительство его страны считает неактуальным вступление в Таможенный союз, предпочитая курс на европейскую интеграцию, по формуле зона свободной торговли и в рамках СНГ и с ЕС. Правда, мнения о векторе интеграции в Молдове разделились. Одних прельщает надежда на дешевые нефть и газ, свободный выход молдавской сельхозпродукции на рынки РФ и Беларуси, а также приток российского капитала. Другие больше уповают на европейские инвестиции и технологии, надеясь, что они помогут восстановить местную промышленность. Возможно, точка будет поставлена 18 ноября на референдуме о присоединении Молдовы к ТС. Но пока эксперт кишиневского Института экономики, финансов и статистики Михаил Пойсик, считает, что, несмотря на все преимущества ТС, для Молдовы лучше было бы иметь режим свободной торговли как со странами СНГ, так и с Евросоюзом. Однако такой компромисс не устроит ни Москву, ни Брюссель. В Евросоюзе действуют совсем другие правила, пошлины и тарифы, нежели в ТС. Кроме того, вступая в ВТО, Молдова согласовала среднюю таможенную пошлину 5,2%, а Россия — 9,5%. Увеличение импортных пошлин больно ударит по молдавским потребителям, но, с другой стороны, Россия не согласится с ввозом беспошлинных товаров в Молдову из ЕС, если это приведет к дальнейшему реэкспорту в страны ЕврАзЭС. Кроме того, зона свободной торговли с ЕС предполагает для Молдовы ряд льгот в преодолении действующих технических барьеров со стороны ЕС, которые будут утрачены при вступлении в ТС.

Аргументов противникам и сторонникам ТС в Молдове добавляет пример Беларуси, которая ради евразийской интеграции поступилась многими своим интересами. Правда, нефть и газ мы получаем дешевле, чем «несоюзные» страны СНГ, но со свободным перемещением товаров и капиталов, то и дело возникают проблемы.

Например, пока шел саммит глав стран ЕврАзЭС, руководители крупнейших российских молочных компаний получили на «круглом столе» от министра сельского хозяйства РФ Е.Скрынник заверения, что импорт основных видов молочной продукции в Россию сокращается, а поставки цельного сухого молока и сухой молочной сыворотки из Беларуси с 1 апреля сократятся до минимума. При этом для регулирования рынков сельхозпродукции в рамках Таможенного союза, министр поручила рассмотреть вопрос о формировании в рамках Евразийской экономической комиссии комплекса мер, гарантирующих законодательное решение всех возникающих проблем. По сути, речь идет о барьерах на пути белорусской продукции, которые по требованию россиян будут сохраняться до тех пор, пока наши соседи не смогут вообще отказаться от импорта продовольствия.

Не хватает взаимопонимания и с движением капиталов. Так, опять «подвис» вопрос с очередным траншем кредита антикризисного фонда ЕврАзЭС, который ожидался еще в конце февраля. Глава Нацбанка РБ Надежда Ермакова во время прямой линии в газете “Республика” признала несогласованность позиций сторон: если количественные параметры соблюдаются, то требования фонда о структурных преобразованиях, т.е. о приватизации, нашим властям кажутся неприемлемыми «Я думаю, что мы имеем голову на плечах и сами должны видеть, где надо менять, а где не надо», считает Н.Ермакова.

Тем не менее, как заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко, белорусская сторона была готова подписать договор о трансформации ЕврАзЭС, но он не был поддержан Казахстаном, который «выступил категорически против экономического союза". Но камнем преткновения, по-видимому, стала норма, согласно которой Евразийская экономическая комиссия получает право от имени трех стран заключать международные договоры. По словам А.Лукашенко, Беларусь с этим согласилась. Но, как сообщают российские СМИ Минск настаивает, что перед одобрением того или иного договора комиссией, ему надлежит пройти внутригосударственные процедуры. Так что порядок передачи значительной части суверенитета наднациональным органам потребует еще немало уточнений. Ведь полномочия комиссии и другого органа — Евразийской Межпарламентской Ассамблеи, которая должна будет разрабатывать Основы законодательства в базовых сферах правоотношений, приобретающие после рассмотрения Высшим евразийским экономическим советом директивный характер, нужно привести в соответствие с национальными законодательствами. А после этого многие вопросы о том, что и где менять, будут решаться в Москве...

Леонид Фридкин

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by