$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

Кто мы и те, кто вокруг нас

09.11.2007

Штатные злодеи

«Государевы псы» — люди с твердым характером. Они получают удовольствие, когда доставляют неприятности другим. Они просто незаменимы в качестве жестких переговорщиков с поставщиками и продавцами, а также для управления коллективом по схеме «злой следователь — добрый следователь», особенно если сам Хозяин — человек мягкий. Классический пример должности, где требуется злодей, — вахтер.

«Князья должны передавать другим дела, вызывающие недовольство, а милости оказывать сами», — справедливо указывал Макиавелли. Использование «злодеев» — часть традиционного разделения административного труда. Этим способом вот уже тысячи лет активно пользуются короли и президенты. В роли железной метлы обычно выступают «злые чиновники». Несчастные подданные при этом, как правило, убеждены, что монарх и не подозревает, что они творят от его имени. И верховный правитель сохраняет собственную популярность и пространство для маневра: если вдруг ретивые подчиненные перестараются с репрессиями, их можно примерно наказать на радость публике.

Конечно, чтобы задействовать «злодейский метод» в полном объеме, надо сначала выстроить большую иерархическую пирамиду с почти непреодолимым расстоянием между Хозяином и рядовыми работниками. Но и в малых организациях наличие злодея значительно упрощает процесс руководства. Можно смело делегировать им неприятные вопросы — неприятные для недостаточно жесткого Хозяина, но не для них.

При наличии такого человека, скажем, в ранге заместителя, сотрудники обычно узнают о том, что они наказаны или уволены именно от него. На фоне злодея Хозяин выглядит Отцом и Благодетелем, в худшем случае человеком, «введенным в заблуждение». И этот административный симбиоз взаимовыгоден: ведь и злодей получает свой бонус: он демонстрирует, кто здесь Человек Номер Два.

Ценные кадры

На них держится все здание бизнеса. Это люди, которые приносят живые деньги и кормят всех прочих, включая Хозяина. В сравнении с ними остальные работники — не более чем тыловое обеспечение, техподдержка и пиар-антураж. Кто эти кормильцы?

Возможно, это скромные, незначительные по рангу сотрудники, спрятавшиеся за своими мониторами, инженеры-асы и менеджеры по продажам. Их надо холить, лелеять, платить хорошие зарплаты, чтобы они не ушли к другому Хозяину. Ведь большинство из них «тихие» люди, которые и уходят обычно тихо, без сцен и требований.

Но есть и разновидности ценных работников.

Капризные звезды. Примадонны. Они знают, что они супер и требуют все новых денег и привилегий. Однажды они могут стать настолько обременительными для организации, что, несмотря на их профессиональные таланты, их дешевле отпустить, чем удерживать.

Абсолютно Незаменимые. Уникальные специалисты, чаще топ-менеджмент со своими клиентами, связями, финансовыми схемами. Это уже партнеры, почти Хозяева. Если они не выйдут на работу, наступит серьезный кризис. Их уход иногда означает крах бизнеса. Есть среди них и такие, кто намеренно культивирует свою незаменимость. Они не делятся информацией ни с коллегами, ни с начальством. Каждый бит важной информации — это новые камни в его крепостную стену, которая с каждым днем становится все выше и крепче.

Поэтому они саботируют попытки Хозяина сделать своих работников взаимозаменяемыми. Иногда это происходит без всякого злого умысла — обычная уверенность Работника, да и Хозяина, что ничего не случится, что никто не попадет в больницу, под автомобиль и пр.

Иногда сокрытие информации — это оружие на случай, если Хозяин захочет избавиться от Абсолютного Незаменимого: «Вы полгода будете разгребать мои завалы! Я уведу половину клиентов!». И уведет. Поэтому Хозяин сдувает с него пылинки, бессильно скрежеща зубами и осознавая свою беспомощность.

Псевдонезаменимые. Многие, проработав достаточно долго, начинают чувствовать себя незаменимыми. Они искренно верят, что после их ухода работа рухнет.

Они ошибаются. Через 2-3 года Хозяин даже не вспомнит большинство имен своих бывших сотрудников, чем они конкретно занимались, почему они ушли. Ведь работников много, Хозяин один. Освободившаяся вакансия заполнилась — проблема решена.

Колючие розы. Ценные профессионалы, но слишком независимы. Часто — с плохим характером, неприятны в общении, с ними дискомфортно. Любят спорить и «качать права».

Каждый Хозяин решает сам: терпеть ли ценных, но строптивых работников или заменить их на более удобных. Ведь не все в нашей жизни сводится к пользе, ежедневно ущемляемое самолюбие тоже не мелочь. Но, с другой стороны, можно относиться к ним как к опасным, но нужным инструментам. Надо лишь соблюдать элементарную осторожность и не подставлять пальцы.

К тому же на свете очень мало настоящих профессионалов и талантливых специалистов. Можно и потерпеть ради блага фирмы. А Хозяин может утешать себя мыслью, что когда эти люди окончательно ему осточертеют, он их выгонит — со всеми их амбициями.

По материалам сайта www.zanin.ru

(Продолжение следует)