$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

Кто мы и те, кто вокруг нас

02.11.2007

(Продолжение. Начало в «ЭГ» № 81)

Фавориты
 
Причины фавора:

1. Реальная полезность, высокие профессиональные и деловые качества.

2. Влияние сильной личности или интимные отношения.

3. Душевное расположение. Ну просто нравится человек, как может необъяснимо нравиться женщина, которую окружающие считают глупой и вздорной.

Чаще всего любимцам и любимчикам хозяина не нужно доказывать, что они самые лучшие, самые умелые, самые профессиональные. Или им автоматически приписываются чужие достижения, или вопрос о практических результатах их работы вообще не встает. Они обычно осознают, что фавор пройдет быстро. Партнерами, то есть сохозяевами, они не станут, женами и мужьями тоже вряд ли, поэтому надо спешить воспользоваться своим временным преимуществом и получить максимум бонусов.

Если они пользуются своим положением слишком открыто и слишком бесцеремонно, то другие работники, особенно ценные, могут обидеться и даже уволиться. Опасность в том, что фавориты так или иначе ломают субординацию, разрушают традиционную вертикаль власти, вторгаются на территорию хозяина, судят и принимают решения за него и вместо него.

Двух хозяев быть не может, поэтому узурпаторов и зарвавшихся временщиков рано или поздно выбрасывают. Это сразу оздоравливает обстановку в компании, все снова понимают, что никому не гарантировано безоблачное будущее и кто в доме хозяин.

Разновидность — самопровозглашенные фавориты.

Это те, кто был с хозяином «в начале славных дел» и считает себя «отцами-основателями», друзья и приятели хозяина, а также работники с манией величия. Последние считают себя исключительными и постоянно об этом напоминают.

Приближенные (топ-менеджеры). Обязателен ряд формальных или неформальных привилегий, например, места за ВИП-столами в служебной столовой и на корпоративных вечеринках, служебные автомашины, закрепленные места для парковки, свободное время прихода и ухода с работы, вход без доклада, возможность спорить и открыто высказывать свое мнение (в пределах разумной лояльности).

В глазах рядовых работников они — почти хозяева, особенно в его отсутствие.

Когда они компетентны или кажутся компетентными, то у хозяина может возникнуть мысль делегировать им свои полномочия — чтобы избавить себя от тягот ежедневной управленческой рутины. Если хозяин поддается этому соблазну, то рискует через некоторое время полностью потерять управление. Он перестанет понимать, что происходит в его структуре, превратится в зиц-председателя и подписанта решений «ближнего боярина».

Сверхлояльные. «Патриоты компании», больше монархисты, чем король.

Всегда бегут впереди лошади. Лезут во все дела. Воспринимают любое мимоходное замечание хозяина как приказ, требующий немедленного исполнения. Проникаются такой корпоративной преданностью, что считают предательством не только чье-то прохладное или критическое отношение к работе, но даже недостаток энтузиазма или кажущуюся непочтительность к слову шефа.

Хотя их гипертрофированная активность, бесконечные предложения по улучшению, поток служебных записок с обвинением всех и вся в плохой работе могут порой раздражать, но для дела это полезно. Они — щуки, которых запускают в пруд для запугивания ленивых карасей. Неважно, насколько разумны их идеи и оправданы их обвинения. Важно, что в компании есть люди, которые неравнодушны к ней.

Но порой их рвение переходит в крайность. Фанатики буквально терроризируют коллектив своей бескомпромиссностью, создают атмосферу страха, из-за них увольняются более ценные работники. Они в буквальном смысле вынуждают хозяина наказывать людей за незначительные провинности. Они размахивают подписанными им же положениями, инструкциями, регламентами — и хозяин, ощущая себя заложником собственных решений, объявляет выговоры и лишает премий.

Хозяину необходимо время от времени усмирять их пыл, но не наказывая очень строго — для него же стараются. Если же вред превышает пользу, например, когда они несанкционированно выступают от вашего имени и вы тем самым становитесь соучастниками их глупости, — избавьтесь от них.

Разновидность — псевдопатриот.

Работник постоянно разоблачает (устно или письменно) действительные или мнимые недостатки в работе своих коллег, живописует трагические последствия их недоработок или ошибок для судьбы фирмы. Хозяин хвалит его за бдительность и бескомпромиссность, тогда как это обыкновенный интриган, делающий свою карьеру на костях товарищей и непосредственных начальников, умело выпячивая негатив и в упор не замечающий положительного.

Хозяину трудно понять, где искреннее боление за судьбу дела, а где обычное подсиживание. Впрочем, даже если он разберется в этом, только в крайних случаях принимаются какие-либо административные меры.

Ведь это бизнес. В интересах дела хозяин вправе пользоваться любым инструментом, который находится в его распоряжении. Если в своем критическом пыле сотрудник не останавливается ни перед какими должностями и регалиями, значит, перед нами честный фанатик или дурак. Но хватает и искусных имитаторов, использующих репутацию смелого правдолюбца для своей карьеры.

Чтобы распознать псевдоразоблачителя и карьериста, надо посмотреть список их жертв и объектов для нападок. В нем вы найдете только сотрудников того же уровня с небольшими вариациями — немного ниже рангом, немного выше либо менеджеров из чужих подразделений. Никогда самый смелый разоблачитель не станет открыто критиковать непосредственного или высшего начальника. Их бескомпромиссность заканчивается там, где начинает действовать инстинкт самосохранения.

По материалам сайта www.zanin.ru

(Продолжение следует)