Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КТО И КАК будет делить собственность?

Вопрос о том, что будет происходить на "приватизационном пространстве" Беларуси, повис в воздухе, и спекуляций по данному поводу появилось в последнее время предостаточно...
Вопрос о том, что будет происходить на "приватизационном пространстве" Беларуси, повис в воздухе, и спекуляций по данному поводу появилось в последнее время предостаточно. Впрочем, обстановку несколько разрядил Президент, который не является явным сторонником российского варианта приватизации. Этот контекст также важен -- спешить не надо.

Ну а в чем же по существу дело? Может, не хватает собственников? На 1 января 2002 г. в Беларуси зарегистрировано 79 277 юридических лиц. На взгляд со стороны -- маловато. Но у многих чиновников "аппарата" иное мнение: меньшее количество предприятий легче контролировать, проверять, легче собирать налоги и так далее. Так что в самый раз. Иначе говоря, правительству хватает 80 тысяч субъектов экономики, а больше -- ни-ни.

Старания либералов и сторонников рыночной экономики в нашей маленькой и открытой экономике все-таки дали результат. На сегодняшний день формально 83% всех юридических лиц составляют организации частной формы собственности. На приватизированных предприятиях работает 750 тыс. человек. В перспективе их должно быть больше. Но как этого достичь?

ГОСУДАРСТВЕННОЙ собственности в стране еще предостаточно. Статистика охватывает всех, но ведь есть харчевня "Три пескаря", а есть и МТЗ, их "весовые категории" в имущественном плане несоизмеримы. Малый бизнес пока никому не интересен. До тех пор, пока не будет разделена крупная собственность, политическая и экономическая элиты будут относиться к малому бизнесу снисходительно, без особого интереса. Чиновный люд сидит и смотрит на то, что происходит с большими предприятиями, пассивно ожидая развития событий. То есть для большинства преобразование гигантов -- своего рода знак, символ изменений. Однако же долго, как "собака на сене", сидеть не удастся.

Во время работы в Китае, мне удалось понять секрет восточных реформаторов -- ни в коем случае не трогать государственную собственность, особенно большие предприятия. Они были правы, наши китайские товарищи, о чем свидетельствует пример соседней России, где поотнимали собственность, создали олигархические группы, и дальше дело не пошло. КПСС сменили олигархи, которые заменили одну форму некомпетентности другой. Правда, и у нас, если в республику придут "восточные деньги", появляется шанс наступить на те же грабли.

Пока в стране обсуждаются темы "Балтики" и нефтехима. Многое, что с ними связано, смакуется с подробностями, хотя со временем мы к этому привыкнем, и к смене собственников будем относиться с меньшим вниманием. Конечно, россияне хотели бы купить наши предприятия так же, как у себя, -- практически ни за грош или за наши с вами деньги, которые предварительно надо изъять из наших же карманов. Залоговые аукционы, зачеты за задолженность и другие ноу-хау еще ждут нас, если все будет делаться с использованием тех же граблей в нашей политике приватизации.

С "Балтикой" все будет в порядке, не зря же она своими павильонами украсила весь город, который постепенно превращается в новый "прибалтийский регион". Это только первый этап конкуренции. Но пить с утра до вечера "балтийское пиво" мы не будем, впереди еще и другие брэнды. Кстати, в течение этого года пиво занимает всего 6% алкогольного рынка, а в прошлом году было 6,7%. Это показательно, так как "напитки винные плодовые" стали потребляться в 3 раза больше, их доля на рынке спиртного достигла 10,7%. Не прошла "Балтика" по народному конкурсу. Какова же перспектива, и почему об этом молчат? Пивным компаниям невыгодно?

ТЕПЕРЬ -- о предприятиях-гигантах, представителях нефтехимической промышленности. Как мы жили и живем, нам не нравится. Однако анализ показывает, что худо-бедно, но объем наших собственных инвестиций в основной капитал нефтехимического комплекса за последние 5 лет составил 1 млрд. 790 млн.USD. Реально -- 350 млн.USD в год, или почти что по 1 млн.USD в день. Удивительный размах, который мы зачем-то замалчиваем.

Покажите нам олигарха, который будет каждый день инвестировать только в белорусский нефтехим по 1 млн.USD? Никогда такого не будет, нет в России таких людей. Есть те, кто будет брать взаймы у немецких или японских банков, привозить деньги сюда и, имея "свой навар", сажать наши предприятия на кредитную иглу. Такого рода прогноз имеет под собой все основания, очень реальные основания.

А теперь представьте, что надо проводить реструктуризацию и модернизацию входящих в состав нефтехимического концерна 71 предприятия. При этом надо учесть, что 11 его предприятий -- уже акционерные общества, в которых концерн осуществляет владельческий надзор. Формально они -- частные предприятия и их приватизировать не надо. Подчеркнем, что в ведении государства до сих пор находятся владения большие, масштабные.

На что мы рассчитываем? Что придет российский суперменеджер и сделает нас эффективными, конкурентными? Едва ли это произойдет. Не хватит просто ни денег, ни сил, ни управленческих ресурсов. Спрашивается, что же мы получим, какую кашу будем потом расхлебывать именно в таком случае приватизации? При этом следует обратить внимание, что всего до 2005г. объем оговариваемых на данном этапе российских "олигархических инвестиций" прогнозируется на уровне 800 млн.USD. И это в лучшем случае будут деньги западных или японских партнеров, а не российский капитал.

ТАК как же быть? Сидеть и дальше, как "собака на сене"? Нет, в этом нет нужды. Есть несколько вариантов, которые можно предложить. Во-первых, действительно, не трогать до поры крупные предприятия, а сконцентрироваться на приватизации средних, которые реально можно раскрутить усилиями и интеллектом наших инженеров и российских бизнесменов.

Во-вторых, правительство принимает и реализует стратегию развития бизнеса в стране, включая средний и малый. Делать есть что, если учесть, что на регистрацию одного предприятия, например в Грузии, требуется 0,9% установленных законодательством разрешительных процедур, а в Беларуси -- 5,5. В той же Грузии время регистрации составляет 15,2 дня, а в Беларуси -- 57,1.

В-третьих, большие и средние предприятия не должны продаваться чиновниками, какими бы они честными и благородными ни были. Надо думать и о своей элите, собственных интересах, включая и развитие собственности у населения. Не делать же всех в одночасье наемными работниками, пролетариями, возвращая жителей республики к идеям Карла Маркса. Потом что же, опять 17-й год, строительство общества справедливости?

Поэтому, в-четвертых, надо искать и принимать свою формулу приватизации. Не так, как в России, но и не так, как в Англии, а в соответствии с нашими национальными интересами. Так, крупные общенациональные предприятия проходят процедуру приватизации по формуле: 55% собственности принадлежит гражданам страны, 45% -- продается внешним инвесторам. Распределение собственности исходит из признания права собственности работников предприятия, граждан страны, проходит так: 30% капитала предприятия принадлежит рабочим, служащим, инженерной и управленческой команде и 5% -- государству. 20% акционерного капитала продается (передается) за чеки "Имущество" гражданам страны.

КАЖДОЕ крупное предприятие приватизируется по отдельному плану, весь комплекс вопросов решается национальными экспертными группами (с приглашением в ряде случаев иностранных экспертов). Средние и небольшие предприятия разрабатывают собственные приватизационные пакеты, которые включают в себя бизнес-планы, инвестиционные, маркетинговые и образовательные программы переподготовки управляющих. Соответственно этим программам региональные и местные органы власти организуют и осуществляют поддержку реструктуризации предприятий, интегрируют возможности субъектов экономики и формируют собственную динамику деловой активности в городе, поселке, регионе.

Создаваемые новые частные предприятия с числом занятых более 500 человек формируют наблюдательные советы и советы директоров, в которые включаются (1/3 общего состава): представители профсоюзов, эксперты, экономисты, юристы, представители деловой элиты Минска и регионов. Это позволит сделать приватизацию открытой, а экономическую политику в регионе прозрачной.

Пора бы научиться уважать себя, свои знания, умения, а не надеяться, что приедет учитель с Востока или Запада и "сделает нам красиво". Да и вообще, хватит смотреть на собственную страну с галерки большого социумного зала, сидя в нем без билетов.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений