$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

КТО БЕЗ СЧЕТЧИКА- BELTOLL НЕ ВИНОВАТ©

09.08.2013

Начало с 1 августа т.г. работы системы электронного взимания платы за проезд по дорогам Беларуси BelToll все-таки застало многих врасплох. Несмотря на то, что нововведение было анонсировано заранее, далеко не все успели приобрести бортовые устройства. Система зафиксировала значительное количество нарушений, а у станций оплаты и на границе образовались очереди.

«Из-за привычки все откладывать на последний момент не все предприятия и индивидуальные предприниматели обзавелись бортовыми устройствами», — прокомментировал ситуацию в ходе пресс-конференции замминистра транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко.

В этой связи сложности при вводе системы в эксплуатацию для отраслевого министерства не стали сюрпризом, как и для австрийского инвестора проекта — Kapsch TrafficCom AG. По заверениям главного оперативного директора компании Эрвина Топлака, порядка 10% нарушителей от общего числа транспортных средства, отмеченных в первый день работы BelToll, — приемлемая цифра. Примерно то же самое происходило и в других странах, где внедрялась система. Э.Топлак надеется, что ажиотажный спрос на бортовые устройства пройдет — в Беларусь их поставлено полмиллиона, оборудованы 56 станций оплаты и контроля, 48 пунктов обслуживания клиентов. Наиболее загруженные пункты укомплектовываются дополнительным количеством сотрудников.

Напомним, платными в общей сложности стали 815 км дорог страны. В их числе автомагистрали М-1/Е30 Брест (Козловичи) — Минск — граница России (Редьки) и отдельные участки автомобильных трасс M-2 Минск — Национальный аэропорт Минск, M-3 Минск— Витебск, M-4 Минск — Могилев, M-5/Е 271 Минск — Гомель и M-6/Е 28 Минск — Гродно — граница Польши (Брузги). Тарифы за перемещение по белорусским автомагистралям установлены в зависимости от технически допустимой общей массы транспортного средства и количества осей и составляют от 0,04 EUR до 0,12 EUR за 1 км.

Столь внушительная протяженность платных дорог, а также перспектива их расширения сулят рост сборов в бюджет. Правда, на какие суммы рассчитывает государство, начальник главного управления автомобильных дорог Минтранса Евгений Рокало так и не рассказал даже после прямого вопроса «ЭГ». Чиновник сообщил лишь, что расходы австрийского инвестора по внедрению системы (а это 120 млн. EUR на первом этапе) будут компенсированы ему Беларусью в течение 3 лет. Заметим, неплохой период окупаемости.

Одновременно государство и инвестор позаботились о том, чтобы пресечь уклонение от уплаты дорожных сборов. Kapsch передал транспортной инспекции Минтранса 16 специализированных автомобилей. «Эти машины, работая в круглосуточном режиме, способны выявлять нарушения и применять меры принуждения к транспортным средствам, вплоть до остановки, блокировки колес, постановки на штрафстоянку и т.п.», — рассказал начальник ГУ «Транспортная инспекция» Леонид Лемеш. Даже выезд автомобиля-нарушителя за пределы страны не станет непреодолимым препятствием. Преследование будет вестись в течение 3 лет, так что если в указанный срок этот или другой автомобиль данного собственника въедет на территорию Беларуси, с него будет взята оплата с применением повышающего коэффициента. Представители отраслевого министерства также отмечают, что утвержденная нормативная правовая база не предполагает смягчения штрафных санкций к нарушителям (отечественным и иностранным) по причине того, что кто-то забыл или не успел оплатить проезд.

Ссылаясь на опыт других стран, в Минтрансе считают, что новые меры не повлияют на транзитную привлекательность республики. По мнению чиновников, расширение сети платных дорог также в интересах перевозчиков. Часть собранных средств обещают направить на ремонт и благоустройство автотрасс. Правда, пока, судя по высказываниям представителей транспортной отрасли, они не в восторге от нововведения, которое сулит им рост расходов на фоне текущей непростой ситуации в сфере автомобильных грузоперевозок.

Многих также интересует вопрос, почему новая система не предполагает диверсификации платы за проезд в зависимости от экологического класса транспортного средства? По словам Е.Рокало, такая возможность обсуждалась, но была временно отклонена, т.к. белорусские машины не имеют экологических паспортов (заметим, в БАМАП с таким утверждением не согласны). Впрочем, одновременно представитель Минтранса сообщил, что от этой идеи не отказались, и возможно, она будет реализована в будущем.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО