$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

КСО ВОКРУГ «ИДЕИ»©

29.11.2013

На III ежегодном форуме по корпоративной социальной ответственности (КСО) представители трех секторов — государства, бизнеса и общества — обсудили условия практики КСО, ключевые проблемы и возможности, а также перспективы развития корпоративной социальной ответственности в Беларуси. В этом году мероприятие объединило примерно 70 участников, причем четверть аудитории составили международные и отечественные эксперты, поэтому дискуссии были актуальными и весьма острыми.

Кроме того, многие компании представили лучшие образцы внедренных проектов по КСО, рассказали о сложностях и перспективах такой работы.

Итоги форума мы подводим вместе с его организаторами, директором Международного социально-экономического фонда «Идея» Дмитрием ГМЫЗОЙ
и его заместителем Анастасией СТЕПИНОЙ.

— Уважаемые организаторы, я присутствовала на всех трех встречах экспертов по КСО, но только в этом году атмосфера форума показалась мне по-настоящему деловой — свободные дискуссии, множество вопросов к каждому эксперту, открытые рекомендации практиков... Это значит, что КСО набирает обороты в нашей стране?

Д.Гмыза: Мне кажется, что уровень развития КСО в стране — это один из факторов зрелости и национального бизнеса и национальной экономики. Интересно, что даже не в самых «комфортных» экономических условиях белорусский бизнес готов участвовать в решении социальных задач.

А.Степина: Тому, что КСО набирает обороты, есть и еще одно подтверждение, с которым мы ежедневно встречаемся в нашей деятельности. Еще год назад нам приходилось объяснять бизнесу, что такое социальная ответственность, и, более того, доказывать, что КСО выгодна и необходима компании. Сейчас белорусский бизнес сам приходит в фонд, и переговоры начинаются не с вопроса: «Что такое КСО?», а с предложения «Давайте придумаем и реализуем социальный проект вместе!».

— Недавно мы обсуждали с вами, что белорусский бизнес в целом настроен только на получение прибыли, а КСО воспринимает как дополнительную нагрузку. Но после форума лично мое мнение изменилось, многие компании-участники не просто заинтересованы в расширении практики КСО, но по-настоящему увлечены новыми идеями. Вы, как координаторы практики КСО, замечаете изменения в «менталитете» бизнеса?

Д.Гмыза: Бизнес достиг той стадии развития, когда готов решать социально значимые задачи в области культуры, спорта, экологии и благотворительности, многие из этих инициатив стали системными и не носят хаотичного разового характера. Успешный бизнес создает его окружение и, достигнув определенной стадии развития, готов своим успехом с этим окружением делиться.

А.Степина: По нашим прогнозам и ощущениям, этот год стал большим шагом вперед в развитии КСО, а в ближайшие годы социальная ответственность бизнеса в Беларуси станет трендом и распространится не только на крупный бизнес, но и на средний и мелкий.

— И все-таки в чем потенциал разработки и внедрения концепции КСО в компании? Существуют ли корпоративные препятствия к применению КСО?

Д.Гмыза: Участники форума видели, что такие успешные компании, как «Уралсиб», наш «Банк БелВЭБ», «Велком» не просто говорят, а используют КСО как одну из технологий системы менеджмента компании, т.е. технологии, которая охватывает как внутренние, так и внешние бизнес-процессы организации.

А.Степина: Системная реализация КСО-программ дарит компании «ключ» к формированию собственной стратегии устойчивого развития, или, говоря простым языком, стратегию надежного бизнеса. Основная сложность для компании в том, чтобы подойти к КСО-активности системно. Довольно часто вся деятельность компании ограничивается отдельными акциями, проведя которые она останавливается да еще и удивляется, что не получен ожидаемый результат.

— Какие формы КСО актуальны у нас, а какие — в соседних странах? С чем связаны различия?

Д.Гмыза: Не думаю, что есть различия в формах КСО между Беларусью и соседними странами. Они идентичны, а вот приоритетность, как мне кажется, зависит в первую очередь от самой компании (или собственника бизнеса) и, конечно, от тех социальных задач, которые общество решает здесь и сейчас, так как эти вопросы волнуют и бизнес, как часть белорусского общества.

А.Степина: Повторю, что за последний год ситуация с использованием форм КСО изменилась. Если ранее мы говорили о том, что в Беларуси бизнес хорошо знает, что такое благотворительность, и при этом игнорирует другие формы социальной ответственности, то сегодня деловые круги активно используют при реализации проектов социальный маркетинг, социальные инвестиции, спонсорство и волонтерство.

Дополнительные вопросы у бизнеса часто вызывает законодательное сопровождение их действий в области КСО. Однако эта проблема отчасти преувеличена — в Беларуси существуют все возможности для проведения КСО-программ, и при обращении к нам мы с радостью консультируем компании.

— Главный консультант главного управления конституционно-правовой модернизации администрации президента Украины Оксана Манько сообщила на форуме, что Украина разрабатывает национальную стратегию КСО. Аналогичные документы имеют 19 из 27 стран ЕС. Считаете ли вы разработку комплексной стратегии необходимым и важным этапом развития в стране КСО? Или мы пойдем другим путем?

Д.Гмыза: Я говорил на форуме, что развитие КСО зависит от двухстороннего движения бизнеса и власти навстречу друг другу и, как вы сами заметили, за 3 года в нашей стране действительно усилились процессы частно-государственного партнерства, в т.ч. и в области КСО.

Что касается некой национальной стратегии в области КСО для Беларуси, то, на мой взгляд, можно обойтись и без глобальных деклараций, хотя документы, закрепленные на высоком государственном уровне, в большей степени способствуют развитию корпоративной филантропии. Мне кажется, в ближайшем будущем мы к этому придем.

— Интересен опыт Словакии, где на национальном уровне развитием КСО с 1997 г. занимается фонд «Pontis». Там любая организация, даже без опыта внедрения КСО, имеет возможность участвовать в заинтересовавших ее проектах посредством перечисления средств в фонд и их перераспределения посредником на экономические, социальные и экологические цели. Кроме того, «Pontis» координирует обмен специалистами компаний, организует волонтерскую деятельность, премирует лидеров КСО и т.д. Мне кажется, что это хорошая платформа не только для обмена опытом, но, главное, для начала движения компании к КСО. Кто и как поддержит аналогичные стремления молодого бизнеса у нас?

А.Степина: Поддержка бизнеса, причем любого — молодого или зрелого, — в их стремлении быть социально-активными, является одной из ключевых задач нашего фонда. И не случайно именно фонд «Идея» совместно с фондом «Pontis» при поддержке Европейской комиссии реализуют в Беларуси программу «Сотрудничество в области объединения секторов белорусского общества с целью развития межсекторального сотрудничества». К примеру, премия за вклад в развитие КСО, именуемая Via Bona, придет в Беларусь уже в марте наступающего года.

— На форуме возникло непонимание между координатором программ по КСО Иванной Кулловой из Словакии и председателем Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимиром Карягиным по вопросу посредничества между бизнесом и адресатом социальной помощи. Владимир Николаевич полагает, что социально-ответственная компания — прежде всего участник какого-нибудь бизнес-союза, а Иванна вообще не видит связи между участием компании в таких образованиях и стремлением к КСО. Зачем и какие посредники действительно нужны бизнесу?

Д.Гмыза: Я полностью поддерживаю Иванну, и тоже не вижу связи между участием компании в бизнес-союзе и стремлением к КСО. Стать участником бизнес-союза — это добровольная инициатива предприятия, но и КСО — это его добровольная инициатива. На самом деле участие компании в бизнес-союзе — лишь один из элементов ее социальной ответственности, а именно поддержка общественного объединения. Мне кажется, что КСО может включать в себя участие компании в тех или иных союзах и объединениях, а не наоборот.

— Какие мероприятия бизнес поддерживает активнее и почему, а в каких сферах и почему не участвует? И какова в практике КСО доля долгосрочных проектов и акций?

Д.Гмыза: На сегодняшний день в компаниях начинают вырабатываться долгосрочные стратегии развития, которые включают и стратегию в области КСО (как внутренней, так и внешней). Есть два фактора, которые определяют сферу участия компании: если компания транснациональная, то стратегия чаще всего повторяет стратегию материнской компании, конечно, сквозь призму национальной специфики. А если компания национальная, то сферу применения чаще всего определяют ее топ-менеджмент и, конечно, собственники организации.

А.Степина: У нас есть слоган, которым мы часто пользуемся в работе: «Бизнес поддерживает то, что уважает». И от себя хочется добавить — и то, что понимает. Именно поэтому мы считаем, что неправильным будет делить сферы поддержки на популярные и непопулярные. Стоит отталкиваться от конкретных проектов. Если проект — будь то выставка, благотворительная акция или научная работа — понятен и интересен бизнесу, он будет реализован. Если бизнес видит, в чем ценность его социальных действий для общества и эффективность для компании — он будет эти действия совершать.

Беседовала Елена ПЕТРОШЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях