$

2.1329 руб.

2.4253 руб.

Р (100)

3.1894 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

КСО: ИДЕЯ РОЖДАЕТ ПРАКТИКУ©

24.07.2012

Международный социально-экономический фонд «Идея» завершил исследовательский проект «КСО: от европейского эталона к белорусским реалиям». Рабочая группа фонда, проанализировав отечественный и зарубежный опыт и законодательство, предложила практические рекомендации компаниям, внедряющим принципы КСО в свой бизнес. Результаты работы мы обсудили с координатором проектов фонда «Идея» Анастасией СТЕПИНОЙ.

— Анастасия Аркадьевна, читатели «ЭГ» уже знакомы с национальными проблемами в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО) (см. «ЭГ» № 22 за 20.03.2012, с. 4 и № 27 за 6.04.2012, с. 20). Чей опыт вы сочли эталонным?

— Выбирая страны, практику КСО в которых стоит изучить и представить белорусскому бизнес-сообществу, мы исходили из двух основных критериев. Во-первых, эти практики должны быть максимально наглядными и системными, а во-вторых, они должны быть понятны, полезны и применимы для нашего бизнеса. Поэтому наряду с практиками компаний стран — лидеров КСО, таких как Швеция, Финляндия, Великобритания, мы изучили опыт ближайших соседей — России и Украины.

Приятно, что в Беларуси существуют свои позитивные примеры КСО в 6 основных формах (благотворительность, спонсорство, волонтерство, социальный маркетинг, социальное предпринимательство, социальные инвестиции). Так что в подходе к КСО наиболее прогрессивный бизнес Беларуси ничем не уступает странам СНГ. Проблема сегодня не в нехватке КСО-программ, а скорее в отсутствии системного подхода к их реализации и массового распространения. Но и с этим недостатком мы постепенно справляемся.

Тем не менее понятие «КСО» является относительно новым в Беларуси. В этой сфере не видна государственная политика, а в правовой системе КСО имеет неопределенный статус, роль и значение. Как деловые круги представляют себе социально ответственный бизнес?

— Во многом корпоративную социальную ответственность они воспринимают как дополнительную нагрузку. Большинство представителей белорусского бизнеса до сих пор придерживаются мнения, что основная задача и ответственность компании — это получение прибыли, а также соблюдение норм законодательства при осуществлении коммерческой деятельности. Однако сегодня наступил уже новый этап развития рыночных отношений, когда бизнесу важно выйти за пределы классической экономической теории. Эффективный менеджмент заключается в построении рациональных взаимоотношений со всеми участниками бизнес-процессов, основанных на взаимосвязи, взаимодействии, взаимозависимости и коммуникации. КСО помогает сделать сильнее общество, в котором бизнес существует, а значит создавать больше возможностей для своего дела, его продвижения и роста.

— Удалось ли в ходе проекта системно оценить белорусский феномен КСО, определить ее основные формы?

— Да, именно это было одной из наших главных целей, и мы ее достигли. Изучив практику корпоративной социальной ответственности во всех ее формах, мы пришли к выводу, что наиболее понятными и используемыми формами КСО для белорусского бизнеса являются традиционные — благотворительность, спонсорство и волонтерство. Приятно, что количественный и качественный рост обнаруживает такая форма социально ответственного ведения бизнеса, как социальный маркетинг.

Белорусские компании в условиях растущей конкуренции и уставшей от традиционных рекламных посланий аудитории ищут новый, полезный для себя и общества способ продвижения как товаров/услуг, так и в целом своего бренда. В КСО для этого таятся колоссальные возможности, игнорировать которые сегодня — непозволительная роскошь.

— Какие из перечисленных вами форм КСО наиболее подходят на этапе формирования активной позиции компании в сфере социальной ответственности?

— Большинство белорусских компаний начинают свой путь к КСО с благотворительных проектов. Особо активно эта деятельность, как показало наше исследование, осуществляется в зимний, рождественско-новогодний период, когда кажется, что помощь, к примеру, детским домам особенно актуальна. Однако этим дело часто и ограничивается, едва начавшись. Дело в том, что именно при старте важен системный подход к КСО, выстраивание стратегии и календаря действий. Иначе говоря, компания, проводящая акцию в декабре, должна четко понимать, что, как и зачем она будет делать далее. Поэтому многие эксперты — и мы с ними согласны — советуют начинать КСО-развитие с тех форм, на которые у компании уже имеются ресурсы. А именно — корпоративное волонтерство и социальный маркетинг. Первое во многих странах Европы уже стало, а для нас может стать основным инструментом тимбилдинга в компании. Например, совместная акция по уборке природной территории с последующим пикником — чем не альтернатива банкетному корпоративному застолью? Это касается и социального маркетинга, который сегодня намного эффективнее, чем реклама на билборде или 10 секунд на ТВ. Компании Беларуси нуждаются сегодня в реструктуризации бюджетов, которая будет однозначно в пользу КСО.

— Какие мероприятия сейчас бизнес поддерживает наиболее активно и почему?

— Культурные и спортивные — на спонсорской основе. В странах Европы в этом же ряду я бы указала образование и здравоохранение, однако для Беларуси разделение с государством социальной нагрузки в данных сферах — это пока лишь то, к чему необходимо идти.

— Можно ли назвать самую сложную для применения форму КСО?

— Наиболее сложная форма, которая требует серьезных финансовых вложений, а также уверенности компании в стратегии своего устойчивого развития, — это социальные инвестиции. Реализуя инвестиционные программы, компания обязуется проводить финансовую и идейную поддержку определенной социальной сферы в зоне своего присутствия. В данной форме КСО основное — это системность и долгосрочность программ. Скажем прямо, лишь крупный бизнес способен на качественную реализацию этой формы.

— В вашем исследовании содержатся рекомендации для бизнеса по внедрению процессов КСО в обществе. Расскажите о них.

— Первая и основная рекомендация фонда белорусскому бизнесу — призыв к активности деловых кругов в сфере социальной ответственности. Развитие КСО возможно только при заинтересованности и активном участии трех секторов — бизнеса, общества и государства. Для этого было бы целесообразно создать бизнес-ассоциацию КСО, в рамках которой могла бы развиваться культура социальной отчетности, организовывались бы специализированные КСО-конкурсы, велась активная информационная работа. Мы призываем белорусский бизнес с КСО-грамотности — в современных условиях крайне важно знать, что такое КСО, в каких формах она может реализовываться, какие преференции уже предлагает или может предложить государство бизнесу с социально ответственной позицией. Более того, в рамках исследования одним из его авторов, юристом Надеждой Знак (компания «ЮрЗнак»), был создан ценный «дайджест» всех аспектов правового поля КСО в Беларуси. Для бизнеса данные рекомендации и практические примеры могут стать отличным стимулом и руководством к действию.

— Есть ли у нас организации, оказывающие методическую помощь компании, начинающей деятельность в сфере КСО или планирующей усовершенствовать свою стратегию?

— Фонд «Идея» и создан для того, чтобы развивать корпоративную социальную ответственность. Мы оказываем бизнес-компаниям любую помощь — от разработки стратегии КСО до генерирования идеи и реализации конкретных социальных акций. Фонд является участником сети Глобального договора, членом Столичного союза предпринимателей и работодателей, ряд проектов мы осуществляем в сотрудничестве с Минским городским исполнительным комитетом. Благодаря большому количеству надежных партнеров — как в бизнес-секторе, так и в общественном секторе, а также СМИ — наши мероприятия в сфере КСО проходят эффективно, в первую очередь для тех представителей общества, для которых мы это делаем. Во вторую — для продвижения компании. Мы убеждены, что PR-составляющая в благих делах — абсолютно нормальное, естественное, созидательное явление. Помимо этого есть еще ряд организаций, занимающихся социальной ответственностью бизнеса — в теории и на практике.

— Пока мы заняты формированием комплексного осознания КСО и системного законодательного подхода, западные страны разрабатывают и внедряют новые модели. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее интересны и прогрессивны?

— Наиболее прогрессивными являются модели функционирования КСО, в которых системы налогообложения реализации КСО-программ «интегрированы». Примером может служить Словацкая система частно-государственного партнерства. Там любое лицо или компания отчисляют 2% дохода государству, которое перенаправляет эти деньги на финансирование общественных организаций, выбранных самим плательщиком. Это дало очень серьезный стимул к развитию корпоративной филантропии и ответственности в Словакии. Беларуси стоит обратить внимание на столь позитивный опыт.

Беседовала

Елена ПЕТРОШЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях