$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Крыша для бизнеса

07.12.2007

Впервые в нашей стране в этом месяце на аукционы будут выставлены порядка 30 объектов республиканской собственности со стартовой стоимостью 35 тыс. Br (одна базовая величина с 1.12.2007). Чиновникам различного уровня понадобилось 9 месяцев, для того чтобы определить и согласовать список неиспользуемых объектов, которые государство может продать частному бизнесу на льготных условиях.

В отношении республиканкой собственности практика разгосударствления со стартовой ценой в 1 базовую величину будет использоваться в соответствии с Указом от 27.02.2007 № 108 «О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества». Всего в перечне, составленном согласно постановлению Совмина от 27.04.2007 № 541, 61 объект различного назначения: аптеки, гаражи, общественные и производственные здания, сооружения сельскохозяйственного назначения. Сильно отличается остаточная стоимость каждого из них — на начало 2007 г. от нескольких сотен тысяч до нескольких миллиардов Br. Список претерпел длительную процедуру согласования в различных государственных структурах. Стоит отметить крайнюю медлительность процесса и осторожность чиновников: с даты выхода Указа № 108 прошло более 9 месяцев, постановления № 541 — более 7 месяцев. Нерасторопность местных властей в вопросе продажи госсобственности частному бизнесу покритиковал премьер-министр Сергей Сидорский на недавнем семинаре руководящих работников.

Как сообщил источник в Гродненской области, райисполкомы и областные организации по-прежнему предпочитают продавать объекты по уже проверенному «голландскому методу» с понижением в процессе торгов цены по отношению к стартовой. Такой метод гарантированно обеспечивает поступления в бюджет. Кроме того, процесс продажи за 1 БВ объектов с высокой балансовой стоимостью тормозился еще и из-за боязни чиновников быть обвиненными в злоупотреблении. Чем доказывать потом, что за некое полуразвалившееся здание больше не давали, лучше вообще не продавать его, рассуждали на местах.

В фонде государственного имущества затруднились дать прогноз относительно предстоящих аукционов по новой методике. Тем не менее, с учетом низкой стартовой стоимости, работники фонда надеются на высокий интерес со стороны потенциальных покупателей. Как правило, подачу заявок на участие откладывают на последний день. Возможно, в этом случае ситуация изменится, отметил в интервью «ЭГ» директор брестского фонда госимущества Михаил Серков. Механизм ценообразования, определенный Указом № 108, позволяет формировать цену с учетом интересов и государства и покупателей. «Есть объекты, которые должны продаваться за 1 базовую величину. И это может быть не только полуразваленный сарай, но и те объекты, которые по документам оцениваются в несколько миллиардов, но где необходимо вкладывать деньги в их переделку, разработку проектов, технической документации и т. д. — отметил М.Серков. — Надо помнить, что наша задача не только получать деньги от продажи, но и уменьшать расходы на снос зданий». Также, по мнению М.Серкова, исключен механизм злоупотреблений вокруг низкой стартовой цены. При разработке Указа № 108 первоначальная формулировка «продажа» за 1 базовую величину была заменена «продажей на аукционах», что позволит определить настоящую стоимость объектов.

Очевидно, что успех аукционов будет во многом зависеть от осведомленности их потенциальных участников. Информация о проведении аукционов размещается на сайтах областных исполнительных комитетов, а также в республиканских и региональных газетах. Еще одно условие продажи «крыши над головой» — готовность бизнеса соблюдать правила, определенные государством. Стать собственником имущества, заплатив лишь 35 Br, сможет предприятие, которое будет развивать на объекте предпринимательскую деятельность, создавать новые рабочие места. При этом оно не имеет права продавать или отчуждать объект неким иным образом.

К слову, до сих пор незадействованным остается механизм безвозмездной передачи республиканской собственности негосударственным юридическим лицам и ИП, также определенный Указом № 108. Передача объектов в безвозмездное пользование возможна под конкретные инвестиционные проекты на срок их реализации. По истечении срока пользования должна происходить безвозмездная передача объекта в собственность. Данное положение Указа оказалось неработающим на практике. Планы в отношении одного из объектов, находящегося в собственности Минпрома, так и не получили практической реализации.

Александр ГЕРАСИМЕНКО