$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

КРЫЛЬЯ НАД ИННОВАЦИЯМИ©

04.11.2011

Вот уже год как в нашей стране создано сообщество бизнес-ангелов и венчурных инвесторов — БАВИН. Инициаторами проекта стали владельцы частных предприятий, инвестирующие в инновационные компании на ранних стадиях развития. Поскольку бизнес-ангелы вкладывают не только деньги, но и свой опыт и авторитет, это делает их самым привлекательным партнером для начинающих предпринимателей. С другой стороны, ангелы сами обеспечивают потенциальных инвесторов возможностями поучаствовать в проектах с новыми идеями и потенциалом. «Экономическая газета» попросила председателя правления БАВИН Игоря КОВАЛЕВА рассказать об опыте и перспективах венчурного инвестирования в нашей стране.

— Саймон Экланд в книге «Ангелы, драконы и стервятники. Как привлечь правильных инвесторов в свой старт-ап» писал: «Если бы мне только предстояло начинать свой бизнес, я бы выбрал мудрого Ангела, который бы распростер надо мной свои крылья, прежде чем начинать свое общение со Стервятниками...» Расскажите, как белорусскому предпринимателю найти в своем отечестве бизнес-ангела, не перепутав его со стервятником?

— Обращайтесь к нам. Чтобы стать бизнес-ангелом БАВИН, необходимо получить рекомендацию от одного из его членов. Можем поручиться, что кто-то из участников сообщества вряд ли станет «инвестором-стервятником». Все-таки бизнес-ангельское инвестирование более позитивно влияет на развивающийся бизнес.

— Как бизнес-ангелы выбирают подходящий объект для инвестиций и оценивают перспективность бизнес-идей?

— Для этого есть особая процедура оценки перспективности. Сначала все заявленные идеи и бизнес-проекты рассматриваются экспертами. Если, по их мнению, проект перспективен, то он презентуется на экспертном совете членам сообщества — бизнес-ангелам. Те определяют жизнеспособность заявленной бизнес-модели, свою заинтересованность в инвестировании. Дальше в случае удачного исхода проект попадает на презентационную сессию, где его представляют сами авторы. Так бизнес-ангелы получают возможность познакомиться с командой, определить ее компетентность. Затем проект или отклоняется, или же начинается совместная работа.

В первую очередь бизнес-ангелы учитывают перспективность и масштаб рынка, на который нацелена реализация проекта. Во вторую — наличие сбалансированной команды тех, кто способен реализовать эту идею. Третий фактор (но далеко не последний) — защищенность бизнес-идеи. Она может выражаться в патенте на нее либо в том, что проект уже запущен.

Желательно, чтобы проект не требовал очень больших инвестиций — их размер должен соответствовать рынку. Еще важна стадия развития. В зависимости от того, идея это или уже действующий бизнес, планирующий расширение, к ним должен быть разный подход при оценке рисков.

— Каким критериям, по-вашему, должен отвечать жизнеспособный проект?

— У проекта должен быть понятный и бизнес-ангелу, и автору круг клиентов. Очень важны потенциальная доходность (все-таки подобные инвестиции всегда связаны с риском) и ликвидность, т.е. возможность для инвестора на любой стадии выйти из проекта безболезненно. К тому же нужно, чтобы этот проект мог сам приносить прибыль и иметь стоимость. Идеально, если проект ценен сам по себе. Не продукты и услуги, которые он реализует, а именно сам проект. Это позволяет бизнес-ангелу продать свою долю в компании в любой момент. Большинство заявителей не акцентирует внимание на том, что у проекта есть своя цена.

— В чем сложность инвестирования на ранних стадиях и вложений в новые технологии?

— На ранних стадиях существует только бизнес-идея. Адекватно оценить ее бывает не очень просто. Не всегда удается правильно понять, способна ли команда заявителя реализовать свою бизнес-идею. Крайне затрудняет дело, если заявитель и инвестор разговаривают на разных языках. Точка преткновения здесь — вопрос коммерциализации бизнес-идеи. Инвестору нужна прибыль, а для заявителя это не всегда первостепенно, он прежде всего нацелен на реализацию своей идеи, он «заражен» ею. Например, ученый проводил многолетние исследования и в итоге заявляет о коммерциализации. Сам он не готов к этому, его даже могут оскорбить некоторые предложения о внесении изменений в проект с целью вывода на рынок.

Есть опасения, связанные с финансовыми рисками. Инвестор не до конца уверен, правильно ли автор проекта распорядится деньгами. Существует много угроз — от некомпетентности до мошенничества. В свою очередь, заявитель опасается, что идею украдут. Обе стороны страдают из-за неадекватной оценки проекта. Заявитель завышает запрашиваемую сумму, а инвестор — роль денег в проекте.

К тому же, отечественное законодательство не приспособлено к заключению сделок в сфере бизнес-ангельского инвестирования. Это ведь, прежде всего, договоренность двух свободных субъектов, а в законодательстве преобладает аспект государственного регулирования.

— Как венчурные капиталисты продвигают свои услуги?

— Через такие организации, к примеру, как наше сообщество. БАВИН является центром, где предприниматель — член сообщества, заинтересованный в инвестициях, получает поток проектов, сервис по их анализу, круг общения аналогичных предпринимателей. При этом БАВИН не является коммерческой организацией.

— Как БАВИН формирует портфель проектов, чтобы инвесторы получили приемлемую прибыль?

— Все заявки тщательно обрабатываются нашими сотрудниками и специально привлеченными экспертами.

—В чем заключается мотивация бизнес-ангела?

— В поиске интересных проектов, в которые можно вложить капитал и опыт. Еще один важный момент: бизнес-ангел заинтересован в общении с «себе подобными» — т.е. с людьми, которые точно так же заинтересованы в развитии сферы инвестирования в нашей стране, а также являются топ-менеджерами и владельцами крупных белорусских компаний. Нельзя иметь знания или квалификацию во всех отраслях, именно поэтому в общении им выгодно получать дополнительные советы или консультации.

— Как вы вмешиваетесь в проект, когда считаете, что наемные менеджеры или владелец бизнеса не справляются?

— Через устное общение. Можно при необходимости участвовать в построении бизнес-модели, анализе ситуации, построении бизнес-процессов. Они обязательно высказывают свои пожелания, используют свои деловые контакты, делятся опытом, участвуют в подборе людей на ключевые позиции в развивающемся проекте, если таких не хватает в данный момент.

— Какой форс-мажор может заставить ангела покинуть проект? Как он оценивает, что достигнута устойчивость бизнеса, позволяющая ему безболезненно выйти?

— Выход — это только продажа доли в бизнесе. Если на долю бизнес-ангела есть покупатель, это значит, что проект успешный. А форс-мажор — это убыток для всех.

— В каких отраслях сегодня наиболее высокая окупаемость по проектам?

— По скорости, конечно же, в IT. Конкретно наши бизнес-ангелы, участники БАВИН, заинтересованы в сферах строительства, медицины, B2B, IT и других.

— В Беларуси много говорится о необходимости инноваций и венчурного финансирования, но реальные достижения пока довольно скромны. При этом законодательство в этой сфере по-прежнему строится так, что основным инвестором и заказчиком инноваций остается государство. Есть ли перспективы у такой политики?

— Последний кризис показал, что политику давно пора менять. Нужно создавать условия для функционирования этих процессов и поддерживать их в ключевых точках. Государство все время было «дойной коровой», не всегда обращая внимание на эффективность, которая является главным фактором для частных инвесторов. Поэтому следует создавать условия для этих процессов, а не регулировать их. Как только начинается регулирование, инновации уходят либо за границу, либо остаются таковыми лишь формально.

— Многие белорусские предприятия объясняют свою слабую инновационную активность отсутствием спроса и высокими рисками. Существуют ли на самом деле такие препятствия и как их преодолеть?

— Риски в инновационной сфере всегда были высокими, а отсутствие спроса означает, что проект не нацелен на определенный рынок. А что касается инноваций, то она должна быть оправданна, иначе она становится чайником со вторым свистком.

Беседовала Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях