$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Торговля

КРЫЛЬЯ КОНТРОЛЯ©

23.12.2014

 

и ноги розницы

Сегодня розничная торговля оказалась едва ли не самым рискованным бизнесом в Беларуси. Если требования законодательства в этой сфере до недавнего времени можно было считать суровыми, но справедливыми, то с принятием Указа Президента от 5.12.2014 № 567 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей» и постановления Совмина от 19.12.2014 № 1207 «О некоторых вопросах потребительского рынка» малейшее нарушение грозит ритейлерам огромными потерями, порой несоразмерными проступку.

Первые же пробы применения Указа № 567 повергли белорусскую розницу в шок: контролирующие органы в течение двух недель — с 5 по 18 декабря по итогам 70 проверок приостановили на разные сроки (от 1 до 90 дней) деятельность 16 торговых объектов, входящих в 5 торговых сетей. Половина из них закрыта до сих пор, хотя уверяют, что все нарушения устранены.

Исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Татьяна Закжевская сообщила, что ритейлеры планируют обратиться в правительство с просьбой оценить соразмерность наказаний за обнаруженные в торговых объектах нарушения. Например, работа магазинов компаний, входящих в ассоциацию, приостанавливалась за несоблюдение ассортиментных перечней, нарушения, связанные с проведением текущего ремонта, уборкой, неупорядоченным хранением одежды, отсутствием дозаторов и электрополотенец, табличек с указанием назначения помещений, отсутствием на стикерах на весовой сыр информации о времени взвешивания и сроке реализации, в связи с перезатариванием магазинов, когда ящики с товаром стояли в проходах во внутренних помещениях, и т.п. Особо можно отметить обнаружение товаров с истекшим сроком годности. Например, Минторг сообщал, что в ходе проверок 13–14 декабря одного из магазинов «ГИППО» были выявлены просроченные товары на сумму 3,5 млн. Br, в другом — на 3,2 млн. Но в ассоциации обращают внимание, что эти цифры — мизерные доли процента по сравнению с товарооборотом магазина. А ведь в актах проверки зафиксированы и такие проступки, как выявление неправильного хранения 3 пачек товара весом 600 граммов. Этого оказалось достаточно, чтобы на 3 дня закрыть магазин площадью 375 м2. В результате объект недосчитался 196 млн. Br выручки.

Всего же контролерами были закрыты торговые объекты сетей общей площадью около 6 тыс. м2. По оценке ассоциации, за время простоя эти объекты недополучили 94 тыс. чеков, потеряв почти 7,73 млрд. Br выручки. Таким образом, тысячи покупателей вынуждены были отложить покупку или идти в другие магазины, 620 работников закрытых магазинов недосчитаются премии (которая обычно зависит от товарооборота), государство недополучит налоги. Есть и другие потери. Как отметила Т.Закжевская, закрытые торговые объекты продолжают нести расходы на оплату аренды помещений, коммунальных платежей. Компании вынуждены транспортировать скоропортящиеся продукты в другие магазины сети или списывать их. При этом в любом случае они должны рассчитаться с поставщиками в сроки, предусмотренные п. 7 ст. 12 Закона от 8.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее — Закон № 128-З).

Разумеется, товары с истекшим сроком годности в реализацию поступать не должны. Но уследить за этим непросто, жалуются ритейлеры. В магазине площадью до 400 м2 обычно бывает 10–12 тыс. наименований товара, в супермаркете — 15–20 тысяч, гипермаркете — от 20 до 100 тысяч. Как бы ни старались ритейлеры усовершенствовать технологию внутреннего контроля по срокам годности, без ошибок не обходится. Неудивительно, что магазины стремятся закупать скоропортящиеся товары минимальными партиями, что, в свою очередь, пагубно сказывается на складских запасах поставщиков и порой на содержимом полок.

Интересно, что, по общему правилу, установленному Указом от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», плановые проверки субъектов хозяйствования, отнесенных к высокой группе риска, должны проводиться не чаще 1 раза в год. Но соблюдение правил осуществления розничной торговли является еще и предметом внеплановых тематических оперативных проверок, которые могут назначаться в любое время и в любом количестве. А потому ритейлеры горько шутят, что «Указ № 510 им не указ»: магазинам редкий месяц удается прожить без какой-нибудь проверки, а в среднем их насчитывается по 12–18 в год. Возможно, без систематического контроля в столь деликатной сфере, как розница, не обойтись. Но Директива № 4 предусматривает, что проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов предпринимательской деятельности. Любое приостановление деятельности может осуществляться только в определенных законодательными актами случаях специально уполномоченным контролирующим (надзорным) органом или судом исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды и продлеваться исключительно по решению суда.

Теперь Минторгу даны широчайшие права по приостановлению деятельности магазинов, причем, похоже, никто не может сказать, где границы этих полномочий, каким образом действия контролеров могут оспариваться, и в каком порядке можно возобновить работу закрытого объекта. И если, как восторженно писали в одной из республиканских газет, с принятием Указа № 567 у контролеров «выросли крылья», то ритейлеры чувствуют, что им «перебили ноги».

Между тем разобраться с нарушителями можно было бы иначе. Задолго до Указа № 567 Закон от 7.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и без того наделил органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, их должностных лиц при проведении проверок правом запрещать обращение продукции в случае несоответствия ее требованиям законодательства, а также приостанавливать выполнение работ и оказание услуг в случае выявления нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создающих угрозу жизни и здоровью. Существовал вполне четкий механизм приостановления деятельности нарушителя и ее возобновления после исправления нарушения.

Учитывая новые требования, предусмотренные постановлением Совмина № 1207, оснований для проверок и приостановки работы магазинов в ближайшем будущем станет еще больше. К сожалению, одновременно у ритейлеров существенно сокращаются возможности соблюдать некоторые правила торговли. Так, требование о «замораживании цен» лишает их оборотных средств, без которых невозможно своевременно рассчитываться с поставщиками в сроки, установленные договорами и п. 7 ст. 12 Закона № 128-З, и закупать товары в количестве, достаточном для обеспечения ассортимента, в соответствии с требованиями ст. 21 Закона № 128-З и постановления Минторга от 8.05.2014 № 20 «О перечнях товаров».

Между тем помимо приостановления деятельности законодательство предусматривает и другие достаточно серьезные меры воздействия. Так, нарушение правил торговли в общем случае влечет согласно п.1 ст. 12.17 КоАП наложение штрафа в размере до 10 базовых величин (БВ), повторное нарушение — от 10 до 30 БВ, а реализация или предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, — штраф в размере от 30 до 500 БВ (п. 2 ст. 12.17 КоАП). В свою очередь, нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов лицом, обязанным соблюдать эти правила, влечет в соответствии со ст. 16.8 КоАП наложение штрафа в размере до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя — до 50 БВ, а на юридическое лицо — до 200 БВ. Таким образом, проверяющие, не останавливая работу магазинов, могли бы существенно пополнить бюджет штрафами, вместо того, чтобы оставлять его без налогов из-за вынужденного простоя. Ради какой же высшей цели чиновники готовы обрекать казну на такие лишения?

Поскольку ответа на этот вопрос нет, в бизнес-среде популярны разнообразные конспирологические версии вроде «расчистки места» на розничном рынке в интересах неких новых игроков — то ли государственных, то ли частных (особо привилегированных). Почву для подобных слухов дает и то, что в сообщениях Минторга говорится о приостановке работы лишь частных магазинов, хотя мало кто поверит, что государственные здесь без греха. Но в ассоциации обсуждать «теорию заговора» не желают. Там хотят лишь одного: предсказуемых правил регулирования и четко очерченных рамок правового поля.

Леонид ФРИДКИН
 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Возложение Указом № 567 на Минторг дополнительных функций по контролю за соблюдением законодательства о ценообразовании требует увеличения численности территориальных органов управления контроля потребительского рынка — торговых инспекций и аппарата министерства. А потому на его сайте недавно появилось приглашение на занятие вакантных должностей специалистов, имеющих высшее профильное образование, а также опыт работы в органах контроля, в сфере торговли, ценообразования.