$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

КРУТНУТЬ РУЛЕТКУ ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ КОНТРОЛЕРОВ

01.02.2011

Концепция развития игорного бизнеса в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Совмина от 12.01.2011 № 31, предполагает значительное усиление контроля за посетителями игорных заведений. Возможно, это убережет от разорения некоторых граждан, находящихся в плену игровой зависимости. Такую цель ставят авторы документа. Однако не отпугнет ли это одновременно многих состоятельных игроков, подорвав инвестиционную привлекательность данного бизнеса?

Основной целью концепции названо создание системы эффективного государственного регулирования сферы игорного бизнеса, обеспечивающей защиту населения от его негативных проявлений, с одновременным усилением контроля за оборотами денежных средств в данной сфере. Достичь этого планируют через внедрение специальной компьютерной кассовой системы (СККС), к которой на начальном этапе подключат игровые автоматы и букмекерские кассы, а затем и игровые столы. Это даст возможность контролирующим органам в режиме реального времени следить за тем, как проходит игра одновременно во всех игорных заведениях. Дальнейшая разработка программы защиты игроков позволит ограничивать доступ к игре в случае единовременного большого проигрыша, систематического проигрыша, наличия у игрока обязательств или обременений в виде невыплаченного кредита, задолженностей по алиментам и т.п. При этом обойти запрет, пересев за другой автомат или перейдя в соседнее казино, не получится, т.к. все игорные заведения будут пользоваться единой базой данных клиентов.

Предполагается, что финансовые расходы и техническое обеспечение СККС возьмет на себя иностранный инвестор. Он создаст т.н. мониторинговый центр и обеспечит МНС и Комитет госконтроля, включая их территориальные органы, автоматизированными рабочими местами, позволяющими в режиме реального времени иметь доступ к информации СККС.

В концепции довольно большое внимание уделено опыту других государств по организации игорного бизнеса. В части допуска посетителей, помимо общепринятого в мире возрастного ограничения (18 лет), обращается внимание на то, что в некоторых странах запрет также распространяется на лиц в форменной одежде, судей, нотариусов, сотрудников правоохранительных органов. Кое-где вход начинают ограничивать и тем, кто впал в зависимость от азартных игр. Похоже, в последнем белорусы решили не только перенять передовой иностранный опыт, но и пойти впереди остального мира.

Правда, как опасаются участники этого рынка, стремление установить абсолютный контроль над игорной сферой не только не обеспечит защиту населения от игровой зависимости и больших проигрышей, но и подорвет инвестиционные планы по развитию отрасли, обозначенные концепцией. О том, что в этом бизнесе не все гладко, свидетельствуют и некоторые данные, представленные в концепции. Из 230 субъектов предпринимательства, получивших по состоянию на 1.07.2010 г. лицензии на право работы в сфере игорного бизнеса, реально им занимались лишь 143. Всего на тот момент в республике работали 29 казино, 330 залов игровых автоматов и 163 букмекерские конторы.

Об ограниченном инвестиционном потенциале отрасли свидетельствует и то, что стране приходится отказываться от некоторых заявленных ранее планов. Так, идея создания в Беларуси игорно-развлекательной зоны в районе Национального аэропорта «Минск» авторами концепции названа неперспективной. По результатам оценки белорусского рынка никто из потенциальных инвесторов, включая компании с мировым именем, не выразил желания участвовать в проекте. Единственным рассматриваемым вариантом партнерства с кем-то из белорусских компаний остается строительство сети казино или залов игровых автоматов.

Разумеется, введение тотального контроля за игроками вряд ли расширит рынок, скорее наоборот, — часть игроков из числа состоятельных людей уйдет в тень, другая — предпочтет играть в соседней Прибалтике. Следовательно, белорусская индустрия развлечений не добавит себе инвестиционной привлекательности. Опасения бизнесменов вызывают и возможные изменения налогового законодательства, предусмотренные концепцией. В частности, предлагается ввести комбинированную ставку налога — фиксированную плюс 8% от разницы между ставками игроков и выплаченными выигрышами. В дальнейшем предложено и вовсе отказаться от нынешней фиксированной ставки. Хотя, заметим, именно она рассматривается участниками игорного бизнеса как наиболее приемлемая, позволяющая избежать ненужных споров и лишних проверок со стороны контролирующих органов.

Видимо, у контролеров иное мнение на этот счет. После того, как функции реализации госполитики в вопросах игорного бизнеса перешли от Минспорта к МНС, это вызвало закономерный рост внимания к фискальной стороне вопроса. И даже устойчивое увеличение налоговых поступлений с 28,5 млрд. Br в 2007 г. до 61,9 млрд. Br в 2009-м почему-то показалось недостаточным. Однако не следует забывать, что наполняемость казны зависит не только от степени налоговой нагрузки, но и от величины налогооблагаемой базы, при этом последняя тесно связана с условиями ведения бизнеса и желанием инвесторов в нем участвовать.