Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2663
EUR:
3.4803
RUB:
3.4903
Золото:
252.19
Серебро:
3.05
Платина:
104.91
Палладий:
112.36
Назад
Факты, комментарии
21.03.2014 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Круг реформы:©

кто останется вне рынка После принятия Указа Президента от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее — Указ № 26) многие участники строительного процесса находятся в растерянности. Их ждет существенное изменение...

кто останется вне рынка

После принятия Указа Президента от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее — Указ № 26) многие участники строительного процесса находятся в растерянности. Их ждет существенное изменение законодательства, которое приведет к переделу рынка, причем для некоторых там места может не остаться. Эти проблемы обсуждались на круглом столе, состоявшемся в Минске в рамках выставки «Стройэкспо. Весна 2014» и делового форума «Строительный рынок Республики Беларусь: проблемы и перспективы».

Декларируется, что целью нынешнего реформирования строительной отрасли является защита интересов потребителей. Сегодня строители не в состоянии обеспечить надлежащее качество своих услуг. Об этом свидетельствуют многочисленные жалобы, которыми завалены органы госуправления, признал заместитель министра архитектуры и строительства Александр Сидоров. Правда, по мнению председателя Белорусского союза строителей Николая Шеремета, системных ошибок не допущено — серьезных претензий к работе крупных строительных организаций, в частности, трестов, нет. Портят репутацию отрасли, считает он, в основном мелкие организации. Получив под застройку земельные участки, они в погоне за максимальной прибылью нанимали дешевых, но некомпетентных проектировщиков, несостоятельных подрядчиков. Так возникли «проблемные» дома, из-за которых тень недоверия пала на всех строителей, что и стало причиной появления Указа № 26.

Заметим, что такой финал был почти неизбежным следствием необдуманной отмены 3 года назад системы лицензирования строительной деятельности, вместо которой ни власти, ни представители отрасли не позаботились создать эффективную систему допуска на рынок только тех, кто заслуживает доверия. Теперь же приходится принимать меры, которые, как показал круглый стол, восприняты неоднозначно. С одной стороны, в предложенных проектах нормативных актов не видно механизмов, стимулирующих развитие строительного комплекса, в т.ч. по привлечению квалифицированных кадров. Между тем в проектных организациях сегодня не хватает специалистов, а их зарплата явно не соответствует объемам выполняемых работ. По словам председателя Белорусского союза архитекторов Александра Корбута, за последние 20 лет эти объемы выросли на порядок, а стоимость работ снизилась в 2,5–3 раза, что стало одной из главных причин ухода белорусских проектировщиков, которые предпочитают уезжать на заработки в Россию.

В совершенствовании нуждается отраслевая нормативно-техническая база, слишком громоздкая и ставшая источником многочисленных ошибок в проектировании и строительстве объектов. Многие действующие строительные нормы, стандарты, ТКП необходимо пересматривать ввиду их несоответствия строительной практике, которая меняется, в том числе из-за динамичных изменений в технологиях и появления новых стройматериалов.

С другой стороны, участники круглого стола отмечают, что адаптироваться к определенной Указом № 26 строительной политике будет достаточно сложно. Например, дополнительной финансовой нагрузкой для подрядчиков станет требование резервировать на спецсчете на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта средства в размере 1,5% стоимости выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных работ. Эта норма, в частности, серьезно затронет интересы ОАО «МАПИД», которое возводит много строительных объектов одновременно. Для обеспечения гарантийных обязательств в начальный период эксплуатации ему придется отвлечь на резервирование огромные суммы. Так, если в год будет освоено 3 трлн. Br, как в 2013 г., то резервировать придется 45 млрд. Br в год, подсчитал заместитель главного инженера Валерий Саприкин. Отметим, что в строительстве, как, впрочем, и в других отраслях, всегда есть проблемы с обеспеченностью оборотными средствами.

Кстати, многие жалобы потребителей на качество объектов в период гарантийного срока застройщики считают необоснованными, т.к. они вызваны неправильной эксплуатацией. Однако Указ № 26 может спровоцировать рост таких претензий и, следовательно, увеличение расходов подрядчиков на гарантийное обслуживание. В результате зарезервированные средства уйдут на ремонты, что еще больше ухудшит финансовое состояние подрядных организаций.

Больше всего тревожит участников круглого стола введение Указом № 26 аттестации строительных компаний, их руководителей и специалистов, ИП. При этом целесообразность этого шага почти никем не оспаривается: необходимость «фильтра» на пути случайных и недобросовестных подрядчиков, низкоквалифицированных проектировщиков очевидна. Но порядок аттестации, который правительство должно утвердить до 1 апреля, многих смущает.

Проекты документов, с которыми были ознакомлены представители строительной сферы, содержат, по их мнению, много искусственных барьеров. Например, заместитель директора по экономике ООО «Ресурсимпэкс» Ирина Марковская критикует критерии аттестации, в частности, для проектировщиков. Так, наличие количественных показателей по объемам договоров подряда могут стать препятствием для работы на рынке успешных проектных организаций. Управляющий ОДО «ЭНЭКА» Григорий Кузьмич считает, что предлагаемые сроки аттестации — до 1 апреля — для ряда организаций на практике окажутся неосуществимыми. К тому же к экзаменам нужно еще успеть подготовиться.

Впрочем, претендента, не сдавшего квалификационный экзамен, планируется допускать к повторной сдаче спустя 7 дней, рассказал Андрей Понасенко, заместитель директора РУП «Белстройцентр» — основного разработчика порядка аттестации. Для руководителей, главных инженеров и главных архитекторов проекта, специалистов по обследованию зданий и сооружений предусматривается три категории аттестата в соответствии с их опытом работы в отрасли. Такая градация позволит заказчикам ориентироваться, кто из руководителей проектов имеет опыт возведения крупных объектов, а кто — только домиков на селе.

В Минстройархитектуры уверяют, что проект порядка аттестации совершенствуется, многие пожелания в нем учтены и окончательный вариант будет основан на балансе интересов строителей и потребителей. Главный принцип, который положен в основу данного порядка, — ужесточение ответственности, в т.ч. персональной, участников строительного рынка.

Иван МИХАЛЕВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений