$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Энергетика

Кроссворд АСЛОТУ

15.01.2008

Представьте, что вам надо создать наилучшие условия для работы станочнику или хирургу, не тратя при этом излишнюю энергию на обогрев всего цеха (отделения). То же касается учебной лаборатории и помещения для откорма молодняка, цветочной оранжереи и автомастерской.

Средство есть: работающие на основе инфракрасного излучения автоматизированные системы лучистого обеспечения технологических условий (АСЛОТУ). Они разработаны специалистами Национальной академии наук Беларуси в середине 90-х годов прошлого столетия и с успехом внедрены на многих народнохозяйственных объектах нашей страны. Система была создана благодаря тогдашнему Комитету по энергосбережению, который выделил деньги на разработку и сейчас заинтересован в ее практической реализации.

— Расчетные данные и опыт эксплуатации АСЛОТУ показывают, — свидетельствует один из ее разработчиков — директор научно-производственного республиканского унитарного предприятия «БелИКО» НАН Беларуси Валерий КОЛОС, — что в промышленности использование системы позволяет в 1,8-2,1 раза снизить расход топливно-энергетических ресурсов. «Лучи» АСЛОТУ препятствуют конденсации влаги на поверхности обрабатываемых деталей и оборудования, «держат» температуру воздуха постоянной по всей высоте цеха и тем самым дают возможность размещать технологические линии как по вертикали, так и по горизонтали, положительно воздействуют на организм человека, укрепляя его иммунную систему, повышают «усвояемость» кислорода, способствуют образованию биологически активных веществ.

Одним словом, эффект налицо. И все же у разработчиков нет полного удовлетворения масштабами и результативностью использования АСЛОТУ. На разработку проекта системы, — сетует В.Колос, — уходит месяц-два, на ее изготовление и установку — месяца три-четыре, а вот для того, чтобы согласовать проект, получить все разрешительные подписи для изготовления и ввода в эксплуатацию, едва ли хватит и полгода — иногда процесс затягивается на несколько лет. Службы, причастные к распределению электроэнергии или к контролю над ее потреблением, стараются всеми правдами и неправдами решить за счет АСЛОТУ свои корпоративные интересы: поменять «дряхлые» кабельные сети, установить дополнительные трансформаторы и т. д. Стоимость внедрения АСЛОТУ при этом неоправданно возрастает.

Но главным препятствием на пути внедрения АСЛОТУ, по словам В.Колоса, является существующее в Беларуси отношение к электричеству. Едва ли можно найти в мире страну, где тариф на электроэнергию зависел бы от цели ее использования, а стоимость киловатта возрастала с увеличением запрашиваемой мощности. В странах Евросоюза переход на прямое электрическое отопление стимулируется введением на электроэнергию оптовой цены, которая в 1,5-2 раза ниже розничной. У нас же в случае использования электричества на обогрев цена на нее может в 5 раз превышать установленную для технологических нужд. За мощность дополнительно устанавливаемых электроустройств уже на стадии проектирования надо внести за каждый киловатт около 500 EUR.

Естественно, что такая ценовая политика отпугивает очень многих потенциальных заказчиков АСЛОТУ и других передовых технологий. Поэтому в настоящее время подавляющее число систем внедряется только за счет республиканской и региональных программ энергосбережения, вхождение в которые освобождает от оплаты дополнительных мощностей и обеспечивает более лояльное отношение к ним чиновников от электричества. Но войти в программу даже государственному предприятию далеко не просто. В результате многим из них, желающим внедрить АСЛОТУ за счет собственных средств и имеющим для этого достаточные мощности, приходится работать по старинке, т. е. продолжать расходовать на обеспечение технологических процессов излишнюю энергию. Частным организациям и вовсе практически невозможно одолеть все существующие препоны.

Вопрос оплаты за потребляемую АСЛОТУ электроэнергию неоднократно обсуждался на различных уровнях. Проблема в том, что система выделяет тепло, а это дает основание энергетикам относить ее к отопительному оборудованию. Но ведь и при работе электродвигателей происходит нагрев воздуха, однако еще никому (пока) не пришла мысль принять аналогичное решение. Наконец, в 2002 г. на заседании Экспертного совета при Комэнергоэффективности было признано, что АСЛОТУ — установка технологическая, и на нее должен распространяться обычный тариф. Это решение было доведено до всех служб энергонадзора, однако почему-то оно до сих пор не работает. За примерами ходить далеко не надо. Управление делами Президента — уж куда более солидная организация — несколько лет боролось с концерном «Белэнерго», чтобы получить разрешение на использование системы АСЛОТУ для технологических нужд с применением обычного тарифа на электроэнергию. Добилось своего, но чего это стоило? Что уж тогда говорить о других, менее весомых организациях.

В этой связи следует остановиться на вопросе использования электроэнергии на обогрев. Еще в начале 70-х годов прошлого века многие страны стали переходить на электроотопление, как наиболее гигиеничное, гибкое в управлении и экономичное. В настоящее время до половины потребностей в отоплении европейские страны и США обеспечивают за счет электричества, а Норвегия уже полностью перешла на него. Многие российские специалисты считают, что электрическое теплоснабжение может стать серьезным фактором преодоления кризиса в теплоснабжении городов России.

При нынешних темпах роста цен на энергоресурсы даже самые отъявленные скептики уже не сомневаются в выгоде этого пути. Между тем в Беларуси он полностью перекрыт. Менее чем через десять лет будет сдан в эксплуатацию первый, а затем и второй энергоблоки АЭС, в результате чего доля электроэнергии в энергобалансе страны заметно возрастет. Но готовы ли мы к «правильному» использованию этого потенциала?

Для масштабного внедрения АСЛОТУ необходимо еще многое сделать, и в первую очередь откорректировать нормативные правовые документы, регламентирующие внедрение систем. Другой не менее важной задачей, главную роль в решении которой может сыграть НАН Беларуси, является подготовка специалистов, которые смогут как сами разрабатывать и внедрять эффективное энергосберегающее оборудование и технологии, так и провести квалифицированную экспертную оценку существующих за рубежом.