$

2.1364 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Кризис … по-русски… и по-немецки

19.12.2008

     Мы внимательно следим за процессами, которые происходят в соседней России. Именно там находится основной рынок сбыта наших товаров, и от состояния ее экономики напрямую зависит эффективность работы белорусских предприятий. Об этом шла речь на тематическом «круглом столе» в Бизнес-союзе предпринимателей и нанимателей им. Кунявского, организованном при поддержке проекта международной технической помощи ПРООН.

    Большинство аналитиков склоняются к мысли, что экономические сложности, с которыми сейчас столкнулась наша восточная соседка, еще не достигли максимального предела. Самые трудные времена предрекают на февраль-май следующего года.

    Как утверждают эксперты, нынешний кризис систематический и охватывает все сферы российской экономики. В отличие от других стран в РФ он будет более суровым, что обусловлено снижением мирового спроса на нефть и газ, за счет продажи которых в значительной мере формируется ВВП страны.

    Следует учесть, что базовая процентная ставка по внешним кредитам для России уже выросла до 11-12%, и следовательно субъекты хозяйствования могут получить заемные средства лишь под 25-30%. То есть для 80% предприятий кредиты автоматически становятся недоступными.

    Дополнительный негативный фактор — быстро растущий корпоративный долг РФ, который сейчас составляет 520 млрд. USD. К концу года выплаты по корпоративным кредитам должны достигнуть 130 млрд. USD, однако на текущий момент российские компании в общей своей массе способны покрыть лишь 75 млрд. USD. Это значительно повышает риск наступления технического дефолта.

    Вряд ли даст положительный эффект национализация крупнейших российских компаний, о чем все чаще говорят в Кремле. Это едва ли улучшит их систему менеджмента, скорее, наоборот — создаст дополнительные риски. Негативное последствие может иметь и возможное решение российского правительства о слиянии внешних обязательств частных компаний и государства.

    Кризис в РФ может затянуться на 1,5-3 года, считают эксперты. Его пик (февраль-май 2009 г.) будет характеризоваться в основном острым недостатком текущих активов среди компаний и значительным снижением потребительского спроса населения.

    Как было заявлено в БСПН им. Кунявского, задача белорусских субъектов хозяйствования понять это и уже сейчас начинать корректировать свои планы по закупкам и поставкам.

    Важно, например, учесть, что, по прогнозам, в ряде отраслей РФ может произойти значительная рецессия. Так, строительство, вероятно, сократится на 60%, в итоге безработными станут около 4 млн. человек — в первую очередь те, кто находится в России со статусом гастарбайтера. Уже лишают регистрации рабочих из Восточной Азии, белорусы — на очереди.

    Грузоперевозки могут уменьшиться на 20% уже к концу этого года и еще на 30-35% в 2009 г. В металлургической промышленности прогнозируют спад на 40% и до 50% по итогам 2009 г. В производстве минеральных удобрений — 30 и 40% соответственно, в ВПК — 15-12% и 30%.

    Ожидаемое уменьшение потребительского спроса — 30-40%. Это может привести к закрытию третьей части торговых точек, включая крупные сети. Ситуацию усугубляет то, что у некоторых субъектов торговли объем долга превышает их рыночную стоимость.

    Среди основных причин ослабления спроса населения — снижение объемов кредитования (до 85% ипотеки и 55-60% потребительских кредитов). Ведь многие товары, не только дорогостоящие (квартиры, машины), но и более доступные (бытовая техника) продавались по такой схеме.

    В проигрыше оказываются те, кто не производит базовые продукты питания и находится во второй-третьей очереди с точки зрения покупателей — физических лиц.
 

    В ходе «круглого стола» исследование настроений бизнеса Германии и их проекцию на ситуацию в Беларуси предложил советник БСПН Свен-Олаф Невиак.

    Итак, опрос, проведенный в начале декабря, позволяет сделать вывод, что Германия находится в рецессии, но не в экономическом кризисе. Финансирование (кредитование) осталось доступным, правда, по повышенным ставкам. Германия также сумела сохранить лидирующие позиции в качестве страны-экспортера, отметил он.

    Тем не менее, как считают респонденты, больше всего пострадают доходы предприятий (на это обстоятельство указала почти половина опрошенных), уменьшатся объемы производства.

    На внутреннем рынке немецкий бизнес беспокоит снижение потребительского спроса. Закономерным результатом таких настроений стало падение розничных цен. «Сейчас в Германии распространены скидки до 40%, — заявил С.-О.Невиак. — Товары-то есть, покупательная способность тоже, и ее любыми способами надо извлечь».

    Некоторых бизнесменов тревожит возможное усиление контроля государства над бизнесом. Так, левые заявляют, что каждое предприятие, численностью более 20 человек, надо национализировать. «Сумасшествие!» — возмутился эксперт. Он также отметил, что действующая власть Германии скорее всего не будет повышать уровень регулирования. Если в Беларуси жестко контролировали экономику до кризиса, кое-где начинают усиливать регулирование и сейчас, то в Германии преобладает мысль о том, что надо дать больше свободы. «Мы усилим контроль лишь на некоторых коренных моментах, в т.ч. в сфере финансов, банковского надзора», — отметил он.

    В то же время, как показали исследования, меньше всего немецкий бизнес волнует колебание обменных курсов валют, проблемы получения кредитов и возможные сложности с экспортом. К примеру, в сфере производства инвестиционных и потребительских товаров сальдо ответов относительно перспектив экспорта положительное.

    С.-О.Невиак также обозначил три основных направления, на которых субъектам хозяйствования следует сегодня сосредоточиться: адаптация к изменениям рынка, работа по снижению затрат и использование кризиса для подготовки к лучшим временам.

    Не стоит забывать о закупках, анализировать их каналы, тут большой резерв, поскольку на мировых рынках идет снижение цен. Однако, стремясь сэкономить, надо концентрировать внимание прежде всего на непродуктивных затратах. Очень может быть, что даже в нынешних условиях увеличение расходов по какой-либо из статей будет оправданным. К примеру, сложности у конкурентов дают шанс завоевать новую нишу на рынке, а для этого стоит понести дополнительные расходы на маркетинговые исследования, рекламную кампанию, закрепление на каналах сбыта обанкротившегося конкурента и пр.

    «Меня удивляет, как в Беларуси на фоне нынешних сложностей может уменьшаться безработица и увеличиваться занятость. Это непонятно», — заявил эксперт. Ведь надо понимать, что расходы на персонал — одна из основных составляющих затрат любого предприятия. Он также порекомендовал перенять немецкий опыт. Многие из предприятий Германии на период вынужденных отпусков отправляют своих работников на курсы переподготовки и повышения квалификации. К примеру, работники компании Mercedes из 4 недель отпуска 2 тратят на курсы, где их готовят к производству новых продуктов.

    Есть и вторая сторона вопроса: все прекрасно знают, что сегодня на многих белорусских предприятиях искусственно поддерживается большой штат работников, при том что производительность труда оставляет желать лучшего. Правительству надо лишь набраться смелости и решить такие проблемы. Кризисная ситуация создает для этого хорошие предпосылки, считает С.-О.Невиак.

Подготовил Александр ГЕРАСИМЕНКО