$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

«КРИНИЦА» ТЕЧЕТ НА ЭКСПОРТ©

17.05.2013

ОАО «Криница» в I квартале 2013 г. увеличило по сравнению с январем—мартом прошлого года экспорт продукции на 32%, до 3 млн. USD. Сбыт пива за пределы Беларуси является приоритетным направлением для компании, сообщил на пресс-конференции в Минске ее генеральный директор Григорий Петкевич.

В 2012 г. компания произвела 14 476,2 тыс. дал пива (на 6% меньше, чем 2011 г.). При этом объем реализации на внутреннем рынке снизился на 14,4%, до 9406,4 тыс. дал. В январе–марте т.г. «Криница» реализовала в республике 1844,6 тыс. дал пива, что на 20,4% меньше, чем в I квартале 2012 г. По мнению экспертов, этот тренд вызван сокращением внутреннего рынка на 6–7%, а также увеличением импорта на 15–16%. Сокращение спроса объясняют ростом цен на пиво, что в свою очередь вызвано увеличением с 1 января акцизов. Если в 2012 г. доля налоговых выплат в выручке «Криницы» составляла 37%, то теперь — 42%, сообщил Г.Петкевич.

В этой ситуации «Криница» решила искать счастья на стороне, увеличив объемы экспорта, прежде всего в РФ, благо, в рамках Таможенного союза ограничений немного. Так, в 2012 г. ОАО поставило в Россию 2430,6 тыс. дал. Правда, в текущем году там ситуация на рынке ухудшилась: с 1 января т.г. вступили в силу запреты на рекламу пива в печатных СМИ, чуть ранее — в Интернете, на телевидении, радио и наружных конструкциях. Также запрещена продажа пива ночью и в нестационарных помещениях с торговой площадью менее 50 м2, т.е. в киосках, которые были важным каналом продаж: на них приходилось около 40% выручки. Это сказалось на производстве пива в самой России. По информации Росстата, оно в январе–марте т.г. по сравнению с тем же периодом 2012 г. снизилось на 10,2%.

Впрочем, «Криница» не намерена ограничиваться российским рынком, стремясь обеспечить диверсификацию поставок. Поэтому у нее достаточно хорошо проработаны и другие экспортные маршруты. Великобритания, Германия, Молдова, Казахстан, Азербайджан, Эстония, Латвия и Литва — вот далеко не весь перечень стран, где появились торговые партнеры белорусского производителя. В Литву, например, в 2012 г. было поставлено 1892,5 тыс. дал, что лишь на 22% меньше, чем в Россию. Это позволило «Кринице» занять на литовском рынке 6,8%.

В этом году «Криница» намерена наращивать экспорт в страны Евросоюза и Украину, грозя создать там серьезную конкуренцию основным местным производителям. Г.Петкевич не исключает, что для этого придется прибегнуть к демпингу. По его мнению, подобным образом завоевывая белорусских потребителей, ведут себя у нас транснациональные компании. Будет заметно усилена и роль маркетинга. В частности, решено оптимизировать основную линейку продукции, в результате чего сорта «Крынiца-1» и «Крынiца Экспартнае» до конца 2013 г. будут поставляться только на экспорт. К ним добавится новый сорт — «Крынiца Светлае», выпуск которого запланирован на июнь т.г. В сегменте local premium компания рассчитывает укрепиться за счет известной марки «Александрыя», которая в апреле поступила в реализацию в обновленном виде. С июня планируется розлив сорта «Kult Пшеничное» с использованием пшеничного солода и дрожжей верхового брожения.

В рамках диверсификации производства компания расширяет гамму своей продукции. В мае филиал «Криницы» — несвижский завод по розливу безалкогольных напитков начнет производство нового сокосодержащего газированного напитка «Red Berry» со вкусами клюквы, черники, малины, летом — нового сорта кваса.

Потребительский спрос на пиво не в последнюю очередь определяется ее упаковкой. От нее же во многом зависит срок хранения продукции и ее качество. Поэтому руководство «Криницы» решило в ближайшее время начать розлив пива в ПЭТ-бутылки с использованием технологии Amosorb. Эта активная барьерная добавка защищает и увеличивает срок хранения чувствительных к кислороду продуктов питания и напитков в ПЭТ-упаковке.

Разумеется, эти новшества стоят немалых денег. Финансирование в 2013 г. мероприятий, направленных на продвижение продукции, уже втрое выше, чем год назад. Между тем финансовое положение предприятия оставляет желать лучшего. Из-за высокой конкуренции со стороны отечественных и зарубежных пивоваров рентабельность реализованной продукции «Криницы» составляет лишь 6,5%, рентабельность от продаж — 2,5%. При таких показателях нельзя говорить о серьезном воспроизводстве и развитии предприятия, сетует гендиректор. Дефицит оборотных средств «Криницы» на сегодняшний день он оценивает в 50 млрд. Br.

Иван МИХАЛЕВИЧ