$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

КРЕДИТЫ ПОСТАВЯТ В ОЧЕРЕДЬ

04.02.2011

Генеральная прокуратура Беларуси рекомендует Национальному банку нормативно ограничить кредитование физических лиц, имеющих непогашенные кредиты. Об этом говорится в представлении прокуратуры, направленном главному банку страны в конце декабря 2010 г.

Из 3583 коррупционных преступлений, выявленных в республике за 11 месяцев прошлого года, около трети составляют служебные подлоги, из которых, в свою очередь, 1/3 — преступления, связанные с внесением заведомо ложных сведений в справки о зарплате, которые затем представляются в банки для получения кредитов. В результате часть лиц, получивших такие справки, получают деньги, но не возвращают их.

В ходе проверок установлено, что ряд банков (ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Приорбанк», ЗАО «Минский транзитный банк»), филиалы которых расположены в г. Бобруйске, при принятии решений о предоставлении физлицам кредитов не уделяют должного внимания качеству проводимых их службами проверок кредитоспособности. При заключении договоров поручительства для обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору банки должным образом не исследуют кандидатуры поручителей. Гражданам, выразившим желание стать поручителями по кредитному договору, квалифицированно, доходчиво не разъясняют их права и обязанности, возможные последствия, которые могут наступить при ненадлежащем исполнении либо неисполнении кредитополучателем договора.

Например, одна бобруйская семья c 2000 по 2008 гг. в различных банках города получила по 28 кредитным договорам 45,6 тыс. USD и 80,6 млн. Br на потребительские нужды и большую часть из них не возвратила. При этом по ряду договоров супруги являлись поочередно то кредитополучателями, то поручителями. Теперь с целью взыскания долгов с предприимчивых бобруйчан и их поручителей по кредитным обязательствам было возбуждено по заявлениям банков 29 гражданских дел.

В представлении Генпрокуратура рекомендует главному банку Беларуси ужесточить требования Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утв. постановлением Правления Нацбанка от 30.12.2003 № 226, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Инструкция), т.к. она не в полной мере обеспечивает защиту интересов вкладчиков, а также безопасную и надежную деятельность банков.

Так, согласно п. 8 Инструкции перед заключением кредитного договора и в течение времени предоставления денежных средств с периодичностью, установленной локальным нормативным правовым актом банка и (или) договором, банком осуществляется контроль за наличием у заявителя, кредитополучателя просроченной задолженности по ранее выданным и непогашенным кредитам в иных банках на основании документов, представленных заявителем, кредитополучателем либо полученных с его согласия в установленном порядке. При кредитовании физлиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, контроль за наличием просроченной задолженности по ранее выданным и непогашенным кредитам в иных банках может не осуществляться.

Данные положения Инструкции позволяют недобросовестным кредитополучателям — физическим лицам при наличии значительного количества неисполненных кредитных договоров заключать новые договоры на получение кредитов, тем самым ставя под угрозу своевременность исполнения обязательств как по ранее не исполненным договорам, так и по вновь заключенным.

Кроме того, изложенные в п. 8 Инструкции положения делают проблематичным выполнение банками п. 9 Инструкции, согласно которому запрещается выдача банком кредита заявителю, кредитополучателю, имеющему просроченную задолженность по ранее выданным ему кредитам.

В связи с этим Генпрокуратура полагает, что в нормативных правовых актах Нацбанка должна быть установлена обязанность банков осуществлять контроль за наличием у кредитополучателя — физического лица просроченной задолженности по ранее выданным и непогашенным кредитам.

При этом Генпрокуратура предлагает Нацбанку нормативно ограничить выдачу кредитов физлицам, имеющим непогашенные кредиты, исходя из числа кредитов или их общей суммы, считая, что неисполнение кредитополучателем своих обязательств может возникнуть не только при наличии просроченной задолженности, но и в случае наличия множества действующих кредитных договоров.

Николай ГРИГОРЬЕВ