Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Проблемы и решения
12.07.2002 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кредит под гарантии правительства

(Особенности таможенного оформления и снятия с контроля товаров, оплаченных за счет таких кредитов)
(Особенности таможенного оформления и снятия с контроля товаров, оплаченных за счет таких кредитов)

 В соответствии с подп.1.4 п.1 Декрета Президента от 2001-02-27 г. N 6 "Об упорядочении предоставления льгот по уплате таможенных платежей" товары, предназначенные для производственных целей, ввозимые юридическими лицами в республику по контрактам, платежи по которым вносятся за счет иностранных кредитов, выданных под гарантии правительства Беларуси, освобождаются от обложения НДС, таможенными пошлинами и акцизами.
 
Норма, казалась бы, понятная и проблем в применении вызывать не должна. Но они есть. Иные субъекты ВЭД несут в таможню одни документы, а нужны совсем другие, иные вольно распоряжаются приобретенным таким образом товаром, не подозревая, что теряют льготу. На практике возникают и такие ситуации, когда все вроде бы сделано правильно, а в результате -- непредвиденные расходы. Словом, есть нюансы и о них лучше знать, чтобы не наживать хлопот и неприятностей.

Прежде всего обратим внимание на то, что указанная льгота распространяется только на юридических лиц. То есть индивидуальные предприниматели, которые в соответствии со ст.22 Гражданского кодекса являются физическими лицами, права пользования ею не имеют.

Если Декретом предусмотрена общая норма, то порядок ее применения установлен постановлением ГТК РБ от 2001-08-16 г. N 45. В частности, в постановлении приведен перечень документов, необходимых для таможенного оформления товаров с использованием льготы, причем он варьируется в зависимости от того, по какому кредитному согласованию оплачиваются товары:

1) по кредитам, предоставленным под гарантии правительства Республики Беларусь, представляются:

копия платежной гарантии правительства по кредиту;

копия кредитного соглашения с иностранным кредитором;

копия контракта с фирмой-поставщиком (если в контракте предусмотрены условия кредитования и контракт выполняет роль кредитного соглашения, предоставление вышеуказанного кредитного соглашения не требуется);

копия договора между Минфином, заемщиком и банком-агентом о порядке использования и погашения иностранного кредита;

копия регистрационного свидетельства Минфина республики по кредиту;

2) по кредитам, предоставленным правительству Беларуси:

копия межправительственного кредитного соглашения;

копии контрактов;

3) по кредитам, предоставленным правительству и переуступленным юридическим лицам Республики Беларусь:

копия соглашения между заемщиком и Министерством финансов о переуступке кредита или копия договора между Министерством финансов, заемщиком и банком-агентом о порядке использования и погашения иностранного кредита, привлеченного под гарантию белорусского правительства;

копии контрактов;

4) по Кредитному соглашению от 22.11.1994 г. между Республикой Беларусь и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и от 12.07.1996 г. между Республикой Беларусь и Экспортно-импортным банком Республики Китай (Эксимбанк) на развитие малого и среднего бизнеса в размере 30 млн.USD:

копия кредитного договора предприятия с коммерческим банком, подтверждающего источник кредита ЕБРР и/или Эксимбанка;

сопроводительное письмо коммерческого банка -- участника Кредитной линии ЕБРР и/или Эксимбанка с описанием (перечнем) оборудования, комплектующих, сырья и материалов, поставляемых в рамках кредитного контракта;

копии контрактов, заключенных с поставщиками оборудования, комплектующих, сырья и материалов в рамках реализации кредитного проекта.

Следует помнить, что товары, выпущенные для свободного обращения без уплаты таможенной пошлины, акцизов и НДС, являются условно выпущенными в соответствии с п.20 ст.18 ТК, то есть у лица, поместившего товары под режим, сохранились обязательства перед государством по их целевому использованию. В данном случае под целевым использованием понимают их использование для производственных целей. Причем согласно ст.29 ТК использование условно выпущенных товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, в иных целях допускается с разрешения таможенного органа при условии уплаты таможенных платежей. Более того, так как указанная льгота предоставляется при ввозе товаров на таможенную территорию РБ, право на нее сохраняется только у лица, поместившего его под режим выпуска для свободного обращения. То есть при передаче права собственности на такие товары, в том числе и в пределах Беларуси, подлежат уплате таможенная пошлина, акцизы и НДС. Иными словами, те платежи, от которых вас освободили при ввозе.

Для того чтобы снять с контроля условно выпущенные товары, необходимо обратиться в таможенный орган, в котором вы их оформляли и представить так называемый документ контроля уплаты таможенных платежей (ДКУ). ДКУ, по сути, -- та же грузовая таможенная декларация, в которой заполняются не все графы, а лишь те, которые важны для расчета уплаченных таможенных платежей. Порядок заполнения ГТД в этом случае определен постановлением ГТК РБ от 7.12.2000 г. N 75.

После уплаты таможенных платежей вы получаете право распоряжаться товаром по собственному усмотрению и можете не опасаться наказания со стороны государства.

Таможенное оформление с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей может быть произведено только после выполнения всех формальностей, необходимых для заключения кредитного соглашения, гарантом по которому выступает правительство РБ. Причем следует учитывать, что соответствующую информацию таможенные органы получают из Министерства финансов или Национального банка. И до того пока эти органы госуправления не подтвердят наличия у лица права на льготу, таможенное оформление с применением подп.1.4 п.1 Декрета производиться не будет. То есть еще до получения товара следует удостовериться, направлены ли соответствующие сведения в таможенные органы и получили ли они их. В противном случае неоправданных расходов, связанных с хранением товаров на СВХ, избежать не удастся.

Отметим, однако, что поспешившие оформить товары с уплатой всех таможенных платежей в надежде получить их потом обратно тоже могут оказаться в неприятной ситуации. Например, между белорусским предприятием "И" и предприятием -- резидентом Германии "Э" 2002-03-25 г. заключен контракт на поставку технологического оборудования. 15 апреля принято решение о том, что платежи по контракту будут вноситься банком "К", возврат денег которому гарантирует правительство РБ. 25 апреля об этом извещены таможенные органы.

Таможенное оформление товаров по контракту происходило в четыре этапа:

27 марта была подана таможенная декларация на первую партию;

8 апреля -- на вторую;

17 апреля -- на третью;

26 апреля -- на четвертую.

Очевидно, что таможенное оформление первых трех партий могло производиться только с уплатой всех таможенных платежей, в расчете на их последующий возврат, а последней, четвертой -- уже с предоставлением льготы. Но дело в том, что согласно ст.5 ТК в таможенном деле применяются нормы, действовавшие на день подачи грузовой таможенной декларации. А так как правительство выступило гарантом платежей по контракту только 15 апреля, то при таможенном оформлении первых двух партий право на льготы по уплате таможенных платежей отсутствовало. Это значит, что таможенные платежи, уплаченные в отношении первых двух партий товара, возврату не подлежат.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений