$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Итоги

КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ©

18.02.2014

и любовь к «упрощенке»

За прошлый год структура налоговых поступлений в Беларуси и роль отдельных категорий плательщиков существенно изменились. Причины этих перемен кроются как в экономических процессах, так и в изменениях законодательства.

Как сообщило МНС, в консолидированный бюджет собрано 133,9 трлн. Br платежей, контролируемых налоговыми органами, или 70,9% общего объема доходов казны, тогда как за 2012 г. — 64,3%. В частности, в республиканский бюджет перечислено 50,8 трлн. Br, в местные — 83,1 трлн. Сумма этих платежей в сопоставимых ценах увеличилась на 11%, тогда как в 2012 г. по сравнению с 2011 г. — на 7,7%. Таким образом, темпы роста налоговых поступлений выросли в 1,4 раза. При этом план по налоговым поступлениям в консолидированный бюджет выполнен на 101,3% против 100,5% в 2012-м. Сверхплановый сбор составил почти 1,8 трлн. Br, тогда как годом ранее — только 0,5 трлн. План по налоговым поступлениям выполнили все инспекции МНС по областям и г. Минску.

По-прежнему основным источником налоговых доходов в республике остается НДС, который принес казне 30,5 трлн. Br (на 14,2% больше, чем год назад), в т.ч. сверх плана — 220 млрд. Кстати, в 2012 г. план по НДС не был выполнен из-за роста возмещения налога «в связи с расширением экспортной деятельности субъектов хозяйствования», как объясняли в МНС. Теперь «качели» сдвинулись в другую сторону — экспорт упал, что позволило перевыполнить план по НДС и увеличить его долю в структуре доходов бюджета (см. рис. 1).

Вторым по значению оказался подоходный налог, объем которого достиг 26,99 трлн. Br (рост на 17,4%), в т. ч. сверх плана — 286,7 млрд. Br. Таким образом, за 5 лет доля этого платежа увеличилась с 12,1% до 20,2%. Столь заметный рывок связан, прежде всего, с ускоренным ростом зарплат. К сожалению, финансовые результаты предприятий двигались в обратную сторону, а убыточных среди них становилось все больше. В результате сумма налога на прибыль составила только 21,5 трлн. Br, а его доля в налоговых доходах казны в 2013 г. заметно сократилась. Однако годовой план по нему удалось перевыполнить на 153,1 млрд., несмотря на то что по итогам 9 месяцев 2013 г. фиксировалось существенное отставание. Можно предположить, что такой результат в определенной мере обусловлен изменением метода расчета этого налога Указом от 7.10.2013 № 455 «О некоторых вопросах налогообложения, переоценки имущества и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности», вступившим в силу задним числом с начала года.

Наибольшие темпы роста — 30,5% — в прошлом году продемонстрировали акцизы. Их было собрано около 16,9 трлн. Br, в т.ч. сверх плана — 98,5 млрд. Такой результат обеспечен неоднократным увеличением ставок акцизов, причем не только плановым, на основании Налогового кодекса, но и внеочередным и в больших размерах — указами Президента.

Структура налоговых доходов, по регионам представлена на рис. 2. Как видим, столица традиционно обеспечивает почти половину республиканских поступлений, тогда как вклад Гомельской, Витебской и Минской областей был почти одинаков.

В добровольном порядке в прошлом году налогоплательщики уплатили 94,9% — заметно меньше, чем в 2012-м (97,3%). Впрочем, дело здесь скорее не в недоработках ИМНС, а в ухудшении финансового состояния предприятий и росте дебиторской задолженности.

Доля поступлений от организаций осталась подавляющей, хотя и сократилась с 95,9% в 2012 г. до 95,4%, что составило 127,8 трлн. Br — на 10,4% больше, чем годом ранее. При этом государственные организации внесли 64,1 трлн. Br (на 5,2% больше, чем год назад), а частный сектор — 69,8 трлн. (на 16,9% больше), в т.ч. негосударственные организации — 63,7 трлн. Br (рост в сопоставимых ценах на 16,2%).

Налоговые платежи от малого и среднего бизнеса, по данным МНС, составили 38,9 трлн. Br, увеличившись в сопоставимых ценах на 6,1%. Их доля в доходах бюджета — 29,1%. Поступления от индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц составили 122,5 млрд. Br (рост на 24,1%), а их доля в налоговых доходах бюджета выросла на 0,5 п.п. до 4,6%. В частности, платежи ИП выросли на 15,9%, до 3,1 трлн., т.е. в расчете на одного предпринимателя в бюджет поступило 12,5 млн. Br, что на 8,6% больше, чем в 2012 г. Напомним, что на начало текущего года на учете в налоговых органах состоит 248,5 тыс. ИП — на 6,7% больше, чем годом ранее. При этом самая популярная система налогообложения у ИП — единый налог, который платят 44,1% из них. Общая сумма поступлений от таких плательщиков в 2013 г. достигла 1,44 трлн. Br (рост на 23%), или 46,4% всех поступлений от ИП. В частности, сам единый налог составил 862,3 млрд. Br (59,8%), а НДС при ввозе товаров из Таможенного союза — 549,4 млрд. Br (38,1%). Кстати, за счет доплат в размере 8% суммы превышения выручки над 30-кратной суммой единого налога бюджет получил 102,8 млрд. (здесь рост на 31,1%).

Упрощенную систему налогообложения на 1 января т.г. применяли 103 481 ИП (41,6% от общего количества), что на 18,4% больше, чем на начало 2013 г. Поступления от них составили более 1,1 трлн. Br, что на 15,5% больше, чем в предыдущем году. Гораздо менее популярен у ИП общеустановленный порядок налогообложения, который используют лишь 35 439 субъектов — на 13,9% меньше, чем на начало 2013 г. Они уплатили в бюджет 547,3 млрд. Br (в т.ч. подоходного налога с доходов от предпринимательской деятельности — 215,7 млрд. Br), что только на 1,1%. больше, чем в 2012-м.

Рекордными темпами выросли в 2013 г. налоговые платежи от физических лиц — на 33,9%, или на 3,1 трлн. Br. При этом на учете в ИМНС на 1 января т.г. состояло 3,046 тыс. граждан — всего на 0,7% больше, чем годом ранее. Из них 9,2 тыс. осуществляют деятельность по заявительному принципу (на 31,5% больше, чем на начало 2013 г.). От них в прошлом году поступило в казну 4,5 млрд. Br. В частности, подоходный налог (за исключением сумм, перечисленных налоговыми агентами) составил 243,7 млрд. Br (8,1% поступлений данной категории плательщиков), налог на недвижимость — 166,1 млрд. Br (5,5%), платежи за землю — 79,8 млрд. (2,6%), единый налог — 27,5 млрд. (0,9%), штрафы, пени — 670,4 млрд. Br (22,3%), прочие платежи — 1825,5 млрд. Br (60,6%).

Валерия ГЕРАСИМОВА