$

2.1336 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Рейтинги

КОРРУПЦИЯ В ОЩУЩЕНИЯХ©

06.12.2013

Беларусь, как и год назад, заняла 123-е место из 177 в рейтинге «Индекс восприятия коррупции», ежегодно составляемом международной неправительственной организацией Transparency International. По оценке авторов исследования, коррупция в нашей стране «потяжелела» на 2 балла.

Индекс восприятия коррупции представляет собой сводный индикатор, рассчитываемый на основе статистических данных и информации, полученной из экспертных источников, предоставленных международными организациями, которые измеряют общую степень распространенности коррупции (частотность и/или объем взяток) в государственном и экономическом секторах разных стран. В основе рейтинга лежат результаты опросов предпринимателей, аналитиков по оценке коммерческих рисков и специалистов по конкретным странам из различных международных организаций.

Индекс охватывает 177 стран и территорий, ранжированных по шкале от 0 (самый высокий) до 100 (самый низкий уровень коррупции), на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. В итоговом рейтинге наряду с количеством баллов и рангом страны приводятся также число источников, разница между наиболее высокими/низкими значениями индикаторов для каждой страны на основе соответствующих источников, величина стандартного отклонения и доверительный интервал по каждой стране, который позволяет сделать выводы о точности результатов индекса для нее.

По мнению авторов исследования, коррупция — одна из основных проблем во многих странах мира. При этом правительства зачастую не могут защитить своих граждан от коррупции, будь то злоупотребления в сфере распределения государственных ресурсов, взяточничество должностных лиц, недобросовестное использование бюджетных средств или принятие решений без ведома общественности, работа органов охраны правопорядка и функционирование судебных систем. Основной проблемой в борьбе с коррупцией по-прежнему остаются вопросы расследования и вынесения наказаний за коррупционные преступления.

По оценке TI, сегодня наименее коррумпированными странами в мире являются Дания и Новая Зеландия, которые набрали по 91 баллу из 100 возможных и заняли первое место в рейтинге. В десятку государств, наименее пораженных коррупцией, также вошли Финляндия, Швеция, Норвегия, Сингапур, Швейцария, Нидерланды, Австралия и Канада. Беларусь с 29 баллами разделила 123-е место с Доминиканой, Гватемалой и Того. Среди постсоветских стран наилучших результатов достигли занявшая 28-е место Эстония (68 баллов), 43-е — Литва (57), 49-е — Латвия (53), 55-е — Грузия (49), 94-е — Армения (36), 102-е — Молдова (35). От нашей страны отстали Азербайджан и Россия, набравшие по 28 баллов и разделившие 127-е место с Коморскими островами, Гамбией, Ливаном, Мадагаскаром, Мали, Никарагуа и Пакистаном. Еще хуже результаты у занявших 140-е место Казахстана (26 баллов), 144-е — Украины (25), 150-е — Кыргызстана (24), 154-е — Таджикистана (22), 168-е — Туркменистана (17) и 168-е — Узбекистана (17). Замыкают рейтинг Афганистан, Северная Корея и Сомали, которые разделили последнее, 175-е место в рейтинге.

По мнению председателя правления TI Угетта Лабелля, индекс восприятия коррупции за 2013 год показывает, что все страны по-прежнему сталкиваются с угрозой коррупции на всех уровнях управления, от выдачи разрешений местными властями до практического исполнения законов и правовых норм. Пробелы в законодательстве и недостаток политической воли со стороны правительств повсеместно способствуют росту коррупции. Опыт стран, показавших наилучшие результаты, наглядно демонстрирует, как прозрачность способствует подотчетности и обеспечивает прекращение коррупции. Тем не менее даже страны, достигшие высоких позиций в рейтинге, не преодолели таких проблем, как «приватизация государства», нарушение принципов финансирования избирательных кампаний и надзора за исполнением крупных государственных контрактов. Еще хуже обстоят дела в странах, где полномочия государства и его влияние в экономике и других сферах слишком обширны, ослаблен, а то и вовсе отсутствует контроль гражданского общества над бюрократией, нет четкого разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, законодательство содержит избыточное количество отсылочных норм, неясностей и противоречий, которые могут толковаться чиновниками по своему усмотрению. В таких условиях возрастает латентность коррупционных преступлений, а усиление ответственности за них не приносит желаемого эффекта.

Вадим ЛЕБЕДЕВ