$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

Коррупция в границах наказания

12.02.2010

Генпрокуратура предложила правительству дополнить Положение о порядке выбора поставщика при осуществлении госзакупок, утв. постановлением Совмина от 20.12.2008 № 1987, нормами, определяющими ответственность должностных лиц при проведении конкурсов и тендеров. «К сожалению, если степень ответственности не предусмотрена, уровень сознания наших должностных лиц не позволяет неукоснительно соблюдать закон», — заявил начальник отдела по расследованию дел о коррупции Генпрокуратуры Петр Врублевский в ходе пресс-конференции.

Анализ расследованных преступлений свидетельствует о том, что коррупция нередко встречается среди руководителей предприятий, заключающих контракты на поставку сырья и оборудования, ведающих распоряжением имущества, отводом земельных участков, сдачей в аренду зданий и помещений, пояснил журналистам заместитель начальника второго управления главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД Андрей Романовский.

За некоторую мзду иные должностные лица идут на подделку конкурсных предложений, протоколов заседаний конкурсных комиссий, разрабатывают планы формирования участников конкурсов, предполагающих бюджетное финансирование. Например, уголовное дело было возбуждено в отношении должностных лиц Бобруйского завода крупнопанельного домостроения, которые провели фиктивные тендеры на заключение договоров поставки стройматериалов по завышенным ценам, что привело к причинению ущерба предприятию на сумму более 400 млн. Br. Значительная часть преступлений, связанных с освоением бюджетных денег, совершается путем завышения стоимости строительно-монтажных работ либо оборудования, обобщил представитель МВД. Например, именно так директор одного из предприятий Гомельской области похитил более 120 млн. Br, выделенных в рамках госпрограммы возрождения и развития села.

Активно используются злоумышленниками схемы завышения цены оборудования и материалов при осуществлении внешних государственных закупок. В 2009 г. специалисты МВД пресекли деятельность группировки с участием специально созданных в России и Украине коммерческих структур, которая похитила и обналичила более 6 млрд. Br при поставках на одно из химических предприятий страны.

Хищение средств с помощью включения в схему поставок посредников-нерезидентов, на банковские счета которых переводится украденное, — ныне самая популярная криминальная практика.

По итогам 2009 г. количество коррупционных преступлений с участием организованных групп путем хищения и злоупотребления служебными полномочиями возросло вдвое. Всего в прошлом году выявлено 3366 коррупционных преступлений (+ 23% к уровню 2008 г.). В т.ч. в торговле — 482, в промышленности — 427, в госуправлении — 421, сельском хозяйстве — 338, строительстве — 279, образовании — 200. При этом органы внутренних дел выявили 2437 преступлений (72,4% общего количества), прокуратуры — 498 (14,7%), финансовых расследований КГК — 221 (6,5%), КГБ — 196 (5,8%). Число лиц, совершивших коррупционные преступления, возросло на 13% к уровню 2008 г., до 1747. К уголовной ответственности было привлечено 1231 человек. В суды направлено 1009 дел.

Предотвращение вреда или его возмещение государству стало одним из приоритетов правоохранительных органов. Например, изучив одну из схем поставок оборудования из России на госпредприятие, сотрудники МВД усмотрели факт завышения цены на него. Превентивные меры позволили добиться понижения цены более чем на 400 тыс. USD.

По данным исследований, выявление коррупционных преступлений, в первую очередь взяток, составляет 1–5% всех преступных деяний, сообщил П.Врублевский. При этом взяточничество выявляется в основном с помощью заявителей, но к ответственности удается привлечь лишь «нижних чинов». Но чтобы проследить всю коррупционную цепочку нужны иные методы. При этом не должны нарушаться права граждан, не может допускаться незаконное вмешательство в их личную жизнь. «При борьбе с должностными преступлениями мы раскрываем противоправную деятельность не просто человека, а лица, должностные функции которого связаны с госслужбой. Поэтому правоохранительные органы вправе проверять всякими законными способами, как конкретное лицо справляется с должностными полномочиями, нет ли злоупотреблений, не оборачивается ли должностной статус против самого государства и его интересов. Поэтому хочу обратиться к чиновникам: задумайтесь, прежде чем идти на совершение должностного преступления! Вдруг в отношении вас ведутся оперативные мероприятия, например, за вами наблюдают? Возможно, зная об этом, они откажутся от совершения противоправных действий», — предположил П.Врублевский.

Пока же эффективность антикоррупционных мероприятий невысока, признал начальник отдела по надзору за исполнением законодательства по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генеральной прокуратуры Игорь Грейбо. По данным Генпрокуратуры, коррупции в министерствах меньше не стало, а созданные для борьбы с ней внутренние комиссии не справляются со своими задачами. В январе Генеральный прокурор страны направил в правительство ряд предложений по исправлению ситуации. Среди них — выработка единого подхода к основаниям и периодичности проведения в госорганизациях проверок достоверности деклараций о доходах и имуществе, включение антикоррупционных мероприятий в отраслевые программы. Генпрокуратура намерена разработать критерии оценки эффективности таких мероприятий с органами госуправления, определив их участие в борьбе с коррупцией.

И.Грейбо проинформировал, что в 2009 г. было проведено 780 проверок соблюдения антикоррупционного законодательства в структурах Минстройархитектуры, Госкомимущества, исполкомов. По их результатам возбуждено 98 уголовных дел, внесено 436 представлений об устранении нарушений норм законодательства, вынесено 118 предписаний, официально предупреждено 297 должностных лиц, к административной ответственности привлечено 184. Возмещен ущерб государству на сумму 77 млн. Br.

В 2010 г. Генпрокуратура планирует совместно с Минтруда и соцзащиты инициировать внесение изменений в ст. 27 Трудового кодекса; вместе с Госкомимущества изучить нормативные акты облисполкомов, регулирующие вопросы аренды объектов коммунальной собственности и предоставления земельных участков, чтобы выявить в них нормы с коррупционным потенциалом и добиться отмены документов, в которых найдутся изъяны.

Таким образом, прокуратура намерена заниматься не только привлечением виновных к ответственности, но и анализом правоприменительной практики, совершенствованием законодательства, в т.ч. в сфере декларирования доходов. Предлагается, к примеру, проводить криминологическую экспертизу нормативных актов, ввести в КоАП меры ответственности за коррупцию.

Оксана КУЗНЕЦОВА