$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

Коррупция в строительстве: сражаться или смириться

28.04.2017

Пути борьбы с коррупцией и уклонением от уплаты налогов в строительном секторе обсуждались на семинаре, организованном Центром экономических исследований «БЕРОК». Мероприятие проходило в рамках проекта «Корпоративное взаимодействие в борьбе с коррупцией и уклонением от уплаты налогов» при поддержке Совета министров Северных стран (Nordic Council of Ministers) в партнерстве с Sabiedrоba par atklвtоbu – Delna (Латвия) и Transparency International (Финляндия).

Актуальность темы семинара очевидна. С одной стороны, строительство – важная отрасль любой экономики. К примеру, в Беларуси в ней занято более 8% работников, а доля строительного сектора в ВВП в прошлом году составила 6,3% (кстати, в 2014-м она достигала 10,4%). С другой стороны, с глубокой древности именно строительство во многих странах было сосредоточением коррупции и иных злоупотреблений. Это подтверждают результаты опроса строительных ком­паний, в т.ч. 72% – частных и 28% – государственных. Занижают в той или иной степени свои доходы в целях ухода от налогообложения 64% респондентов, 18% уверяют, что никогда этого не делают, а еще столько же не дали ответа. Пытаются «спрятать» своих работников, чтобы сэкономить на налогах и социальных отчислениях, 56% опрошенных, 34% считают себя законопослушными работодателями, остальные 22% обсуждать эту тему отказались. Кроме того, половина респондентов призналась, что придерживается принципа «не подмажешь – не поедешь», что заставляет направлять часть доходов на неофициальные платежи для благоприятного решения различных вопросов, 26% опрошенных уверяют, что ничем подобным не занимаются, а 24% не пожелали отвечать.

На пути развития бизнеса существует немало барьеров. Среди них участники опроса назвали высокий уровень налогов, частые изменения в налоговой политике, непоследовательность законодательства в сфере регулирования бизнеса, низкую покупательскую способность, инфляцию. Около 70% опрошенных в целом согласны, что одним из барьеров является высокий уровень конкуренции со стороны теневого бизнеса, и почти столько же – государственная коррупция. Ее же респонденты назвали в числе главных проблем, с которыми они сталкиваются при проведении процедур госзакупок.

Способствует коррупции в нашей стране изобилие различных ограничений – лицензирование, квотирование, субсидирование, налоговые льготы и другие преференции, требования по импортозамещению и т.п. Особое место здесь занимают разрешительные процедуры. Так, строительство включает в себя такие этапы, как приобретение земельного уча­стка, получение техусловий для проектирования и разрешения на строительство, выбор проектной и строительной организации, проектирование, госэкспертиза проекта. Только после всего этого ведется сама стройка, которая завершается сдачей и приемкой возведенного объекта. Каждый из данных этапов связан с множеством различных административных процедур, причем успех их совершения часто зависит от конкретного чиновника.

Представитель Минэкономики признал, что в Беларуси сегодня существует больше тысячи административных процедур, для совершения которых законодательством определено 39 регуляторов и около 500 различных уполномоченных. Правда, государство пытается перевести эти процедуры в электронный фор­мат, что должно привести к снижению коррупционных рисков. Но это долгий, затратный и трудоемкий процесс.

Существует много рецептов борьбы с коррупцией. Некоторым участникам семинара кажется, что сегодня они выглядят как «борьба с прошлым». Государство стремится догнать страны, добившиеся многого на поприще преодоления коррупции, но не в полной мере использует свои ресурсы. Между тем необходимо менять мышление и менталитет людей, прилагать основные усилия к устранению причин коррупции, а не преследовать ее по­следствия, чтобы ликвидировать саму ее возможность в будущем.

Поэтому так интересен опыт Латвии и Финляндии, добившихся значительных успехов в борьбе с коррупцией. Важным инструментом здесь является прозрачность всех процессов, в т.ч. при проведении госзакупок. Слушая о применяемых в этих странах методах, белорусским участникам семинара оставалось только завистливо вздыхать.

Например, финский гость не очень понял вопрос о том, какую долю в строительной отрасли у него на родине занимают государственные компании. В Фин­ляндии таковых уже 10 лет вообще нет. Между тем представитель Службы ведомственного контроля Минстройархитектуры все свое выступление посвятил мерам противодействия коррупции в государственных строительных организациях. Приходится со­здавать антикоррупционные комиссии и программы, проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности, требовать декларирования доходов и имущества и т.п. Но большинство участников семинара это не впечатлило. Одна из выступающих даже завершила свой доклад замечанием, что глупо бороться с проституцией силами самого борделя.

Столь сильная метафора довольно точна. Меры, которые принимает государство в борьбе с коррупцией, нужны, но недостаточны. Все они никак не затрагивают основные причины коррупции: чрезмерную долю госсектора в экономике, непрозрачность деятельности госорганов и гос­предприятий, отсутствие реальной подотчетности и ответственности чиновников перед граж­данским обществом. Пока не решены эти фундаментальные про­блемы, побороть коррупцию в строительстве и всех остальных сферах не помогут ни грозные лозунги, ни комиссии, ни посадки отдельных лиц, дающих и берущих взятки.

Автор публикации: Александр ГОРБАЧ