Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Проекты
07.05.2002
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Корректируется Гражданский кодекс

Изменения и дополнения в Гражданский кодекс, принятые Палатой представителей в двух чтениях, являются очередной попыткой упорядочить гражданское законодательство...

Изменения и дополнения в Гражданский кодекс, принятые Палатой представителей в двух чтениях, являются очередной попыткой упорядочить гражданское законодательство в условиях безудержного роста общего числа нормативных актов, в том числе декретов и указов, имеющих более высокую юридическую силу, чем ГК. В наибольшей степени изменения коснулись главы 4 "Юридические лица".

Внесены довольно противоречивые дополнения в п.3 ст.46, касающиеся целей создания коммерческих организаций, их права осуществлять предпринимательскую деятельность. И если общая тенденция к ограниченной правоспособности этих организаций (в виде целей их создания) имеет под собой правовые основания, то стремление заменить отсутствие закона о некоммерческих организациях несколькими недостаточно конкретными и взаимообусловленными нормами в Гражданском кодексе представляется не совсем оправданным. Введена норма, согласно которой "некоммерческие организации могут создаваться для удовлетворения материальных (имущественных) потребностей граждан либо граждан и юридических лиц в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и другими законодательными актами". Законодатель, не конкретизировав понятие "удовлетворение материальных (имущественных) потребностей", предоставляет потенциальную возможность юридическим лицам попытаться удовлетворить их за счет некоммерческой организации (за исключением потребительского кооператива), отказаться от которой будет довольно сложно. Тем более, что в этой же статье некоммерческим организациям предоставляется возможность заниматься предпринимательской деятельностью, т.е. извлекать и распределять прибыль.

Но, предоставив им такую возможность, законодатель не определил, каким образом и какими видами деятельности в этом случае они вправе заниматься для ее извлечения, а самое основное -- не закрепил порядок использования полученной прибыли некоммерческой организацией.

В итоге механическое зеркальное отображение отдельных положений российского закона о некоммерческих организациях (применяемого ко всем их видам, кроме потребительских кооперативов) в Гражданском кодексе РБ приведет к формированию в нем общеправовых норм, одинаково регулирующих деятельность потребительского кооператива и остальных видов некоммерческих организаций, что в комплексе со всеми вышеизложенными "новациями" и может вызвать желание обойти законодательство. Таким образом, цель урегулирования общественных отношений, связанных с деятельностью некоммерческих организаций, не будет достигнута. Их попросту "причесывают под одну гребенку".

Кодекс дополняется ст.47^1 "Уставный фонд коммерческой организации", которая устанавливает общие требования к размеру, порядку формирования уставного фонда, его соответствия величине чистых активов, вытекающих в основном из положений Декрета Президента от 16.03.99г. N 11 (с изменениями и дополнениями).

В ст.57 "Ликвидация юридического лица" появилось новое основание для ликвидации по решению суда в случае: "уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда". Это потребует от главных бухгалтеров постоянно отслеживать данный норматив на протяжении всего финансового года и подготовки совместно с юридической службой предложений учредителям организации по принятию конкретных организационно-правовых мер.

Кроме того, узаконено преобразование общества с ограниченной ответственностью в общество с дополнительной ответственностью, что ранее осуществлялось на основании акта, не носящего нормативный характер. Размер дополнительной ответственности участников общества закреплен "в пределах, определяемых учредительными документами, но не менее размера, установленного законодательными актами". То есть эту величину законодательно будет определять государство, а не участники общества, а, следовательно, за ее изменениями будет неоходимо тщательно следить.

Устав производственного кооператива помимо определенных ранее сведений должен будет включать положение о размере его уставного фонда. А фирменное название унитарного предприятия будет содержать не указание на собственника имущества (физическое или юридическое лицо, что соответствует международному частному праву и российскому законодательству), а на форму (вид) собственности (чьего и кого?).

Непонятно, с какой целью в ст.144 введена градация ценных бумаг на эмиссионные и неэмиссионные, т.к. определение последних законодатель просто не дал. Данная "новация" особой ясности на рынке ценных бумаг не внесет.

Впервые из Гражданского кодекса (ст.ст.218, 236) изъяты понятия "разгосударствление", что может означать для многомиллионных владельцев чеков "Имущество" потерю возможности стать хотя бы номинальными владельцами собственности в нашей республике.

Пункт 2 ст.908 дополнен новой частью: "по договору доверительного управления ценными бумагами доверительному управляющему могут быть переданы денежные средства для приобретения ценных бумаг и управления ими", что может явиться лишь слабым утешением на фоне действующих подзаконных актов, практически блокирующих реальное доверительное управление ценными бумагами.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений