$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Корректировки после «репетиции»

20.11.2007

Как мы уже сообщали, с 10 по 20 октября на территории Молодечненского района была проведена пробная перепись населения, целью которой стало апробирование основных организационных и программно-методологических положений «основной» переписи, которая состоится 14-24 октября 2009 г., а также проверка готовности к ней территориальных органов статистики и иных органов госуправления. О решениях, которые целесообразно принять с учетом опыта «репетиции», рассказывает заместитель министра статистики и анализа — начальник управления переписи населения Светлана НОВОСЕЛОВА.

Традиционно перепись проводится путем обхода переписчиками жилых помещений. Как показывает практика, отдельные респонденты почему-то не хотят, чтобы их переписывали по месту жительства. Такое наблюдалось и в предыдущие годы, нынче «отказников» стало еще больше. В этой связи им была предоставлена возможность прийти на стационарный участок и ответить на вопросы переписного листа.

По предварительным данным, во время пробной переписи-2007 «стационарно» было переписано более 5% населения. Министерство считает необходимым внести в существующие инструктивные указания положения об организации дополнительных стационарных участков и о порядке их работы.

Пробная перепись-2007 проводилась двумя методами — опроса населения специально подготовленными переписчиками и самозаполнения (ответы на вопросы переписных листов вносили сами граждане). Второй метод себя не оправдал: респонденты допускали ошибки при ответах на поставленные вопросы, на некоторые из них вообще не отвечали.

Выявилось и другое: заполнение бланка переписного листа требует специальной подготовки. В этой связи необходим внимательный отбор временного переписного персонала, его тщательное обучение и строгая проверка знаний.

Разработка принципиально новых подходов к обучению временного переписного персонала — одна из приоритетных задач научного обеспечения кампании. Кроме того, местным исполнительным и распорядительным органам, утверждающим его состав, необходимо принять меры к повышению ответственности руководителей организаций, работники которых привлекаются к переписи. Приходится констатировать, что имелись случаи формального подхода к этой процедуре. В силу различных причин (возраст, образование) не все смогли освоить программу переписи, что потребовало замены и ускоренного обучения переписчиков.

В ходе «репетиции» были апробированы продолжительность и время проведения основной кампании. В отличие от предыдущих, перепись-2009 запланирована на октябрь, и пробная перепись подтвердила целесообразность такого решения. Во-первых, в этот период значительно снижается миграционная активность населения, большинство людей находится в местах своего обычного проживания, что значительно упрощает их учет. Во-вторых, отпадает фактор неблагоприятных или экстремальных погодных условий.

Опыт пробной переписи оказался весьма полезным для апробирования программы переписи-2009 и формулировки ее вопросов. Проект программы состоял из 41 вопроса: сохранились все вопросы программы переписи 1999 г., появился ряд новых, ответы на которые заметно отразят принципиально новые вошедшие в нашу жизнь явления. Это касается внутренней, международной и так называемой маятниковой миграции (ежедневного передвижения людей от места проживания к месту работы).

Некоторые затруднения вызывали вопросы, связанные с социально-экономической характеристикой населения (занятия, место работы). Нередко при ответе называлось сокращенное наименование организации, в связи с чем было сложно определить вид ее экономической деятельности. По нашему мнению, целесообразно изменить формулировку некоторых вопросов, касающихся занятости населения, изменить их последовательность.

Как показала пробная перепись, залогом успеха является проведение широкомасштабной информационно-пропагандистской кампании. Необходимо четко информировать каждое домохозяйство о правовой основе переписи, мерах по защите частной жизни и конфиденциальности, о том, что в соответствии с Законом «О переписи населения» данные о ее результатах используются только в статистических целях и только в сводном виде, вследствие чего невозможна идентификация конкретного лица. Причем делать это надо не только в период сбора информации, но и по его завершении — это будет способствовать укреплению репутации органов государственной статистики и росту доверия к их деятельности.

Обобщив опыт пробной переписи, Минстат внесет необходимые уточнения в проекты программы основной переписной кампании, в положения по основным вопросам ее методологии. Кроме того, будут разработаны предложения по внесению дополнений и изменений в постановление правительства, регламентирующее порядок подготовки и проведения переписи населения 2009 г.