$

2.5520 руб.

2.7734 руб.

Р (100)

3.3821 руб.

Ставка рефинансирования

8.75%

Проблемы и решения

Корпоративные облигации как способ привлечения инвестиций

09.07.2002
Национальной программой привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года, одобренной правительством республики, определено, что потребности отечественных предприятий в инвестициях в 2001--2005гг. составят ежегодно не менее 3 млрд.USD. В то же время текущий уровень привлечения инвестиций недостаточен не только для развития, но даже и для простого воспроизводства основных фондов белорусских предприятий, оборудование предприятий-экспортеров изношено на 75--84%. Развитие производства новых видов продукции, удержание и завоевание новых рынков сбыта требуют привлечения долгосрочных, относительно дешевых источников финансирования. В нынешней экономической ситуации традиционные источники финансирования, к которым прежде всего, относятся собственные средства предприятий и банковские кредиты, не всегда срабатывают.

В условиях, когда согласно статистическим данным до половины предприятий реального сектора экономики убыточны, прибыль не может рассматриваться как серьезный источник инвестиций. Банки, не имея "длинных" ресурсов, не в состоянии удовлетворить потребности экономики в инвестиционных кредитах.

В этих условиях особое значение приобретает относительно новый для Республики Беларусь финансовый инструмент -- выпуск предприятиями собственных облигационных займов, позволяющий инвесторам выгодно вкладывать свои деньги, а предприятиям привлекать жизненно необходимые инвестиции.

По сравнению с традиционными источниками финансирования облигации предоставляют потенциальным эмитентам ряд преимуществ:

-- снижение стоимости заимствования за счет обращения к широкому кругу инвесторов;

-- возможность управления объемоv долга путем покупки и продажи облигаций на вторичном рынке в соответствии с потребностью в ресурсах;

-- формирование кредитной истории и кредитного рейтинга эмитента, что способствует повышению имиджа компании и позволяет размещать новые займы на более выгодных условиях;

-- привлечение денежных средств без "размывания" структуры уставного капитала и соответственно без боязни потери контроля над компанией.

С точки зрения инвестора корпоративные облигации обеспечивают:

-- получение гарантированного дохода;

-- более высокую, по сравнению с депозитным вкладом, доходность в сочетании с возможностью оперативного управления инвестиционным портфелем посредством продажи облигаций на вторичном рынке;

-- меньшую, по сравнению с акциями, подверженность курсовым рискам;

-- снижение транзакционных издержек, а также риска подделки и хищения за счет бездокументарной формы выпуска;

-- диверсификацию активов.

В настоящее время в Республике Беларусь сложились определенные предпосылки для развития рынка корпоративных облигаций. Стабилизация курса национальной валюты укрепила доверие инвесторов к белорусскому рублю как к средству накопления. Рост реального благосостояния населения и низкие процентные ставки банков привели к увеличению денежного предложения. Эффективная инфраструктура фондового рынка позволяет обеспечить приток финансовых ресурсов на предприятия реального сектора при относительно низких транзакционных издержках и рисках как для инвесторов, так и для эмитентов.

Комитетом по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь проведена работа по совершенствованию законодательной базы (Положение о порядке выпуска, размещения и погашения облигаций без обеспечения залогом для финансирования инвестиционных проектов от 2001-12-26г. N 45/П, Положение о порядке эмиссии и регистрации ценных бумаг на территории Республики Беларусь от 2002-02-12г. N 03/П), позволяющей предприятиям выпускать облигации уже сегодня. Вступление в силу указанных нормативных актов устранило одно из серьезных препятствий для выпуска облигаций -- неопределенность процедуры предоставления эмитентом залога имущества. В качестве гаранта оплаты облигаций теперь может выступить уполномоченный банк Республики Беларусь.

Вместе с тем, если для банков расходы по выпущенным ими облигациям включаются в себестоимость оказываемых услуг, то предприятия в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), этой возможности лишены.

Другими причинами, сдерживающими в настоящее время развитие рынка корпоративных облигаций, являются:

-- отсутствие льгот по налогообложению доходов, полученных от операций с корпоративными ценными бумагами;

-- сложность процедуры регистрации эмиссии и длительность предварительных мероприятий, необходимых для размещения новых бумаг;

-- недоверие инвесторов, проистекающее из недостаточной информационной прозрачности эмитентов и низкого качества корпоративного управления;

-- отсутствие опыта работы предприятий с корпоративными облигациями.

Кроме того, существует отдельный блок проблем, связанных с неразвитостью в нашей стране механизмов коллективного инвестирования и недостаточным уровнем инвестиционной культуры населения.

С аналогичными трудностями до 1999 года сталкивались эмитенты Российской Федерации, пока в процессе совершенствования законодательства препятствия на пути развития рынка корпоративных облигаций не были сняты. За последние несколько лет в России резко вырос интерес к выпуску корпоративных облигаций. Согласно данным Федеральной комиссии по ценным бумагам РФ начиная с 1999 года в России размещено 118 выпусков корпоративных облигаций, что позволило 74 эмитентам (промышленным предприятиям различных отраслей) привлечь более 68 млрд. российских рублей. С учетом государственного курса на сближение законодательной базы и унификации условий хозяйствования двух стран можно предположить, что выпуск облигаций в ближайшее время станет одним из существенных источников финансирования предприятий реального сектора экономики Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что при проведении подготовки к размещению облигаций любой дебютант-эмитент столкнется как минимум с двумя группами проблем.

Первая группа -- это технологические проблемы, а именно подготовка и регистрация проспекта эмиссии, оформление залога и т.д.

Вторая группа -- это маркетинговые проблемы. Когда эмитент выходит на рынок впервые, у большинства участников рынка (как правило, банков) нет на него лимитов и им необходимо время для оценки кредитного риска.

Для того чтобы облигации "пошли в массы", необходимо участие в этом процессе крупного банка (андеррайтера), обладающего широкой филиальной сетью и имеющего возможность нести связанные с этим расходы.

Зная все тонкости законодательной базы и имея практику размещения ценных бумаг, опытный андеррайтер способен реализовать на рынке весь объем выпуска в наиболее короткие сроки, стать гарантом погашения облигаций, организовать ликвидный вторичный рынок.

Поэтому очень важно, чтобы в первом выпуске андеррайтером выступала очень авторитетная организация, поскольку зачастую инвесторы покупают облигации, доверяя именно банку, организующему эмиссию.

Самое важное на нынешнем этапе -- объединение усилий всех заинтересованных сторон: государства, в лице регулирующих органов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвесторов и эмитентов. Только в этом случае можно рассчитывать на движение вперед к новым цивилизованным формам привлечения долгосрочных инвестиций.

Автор публикации: Директор департамента ценных бумаг М.В.ЛУКАШЕНКО Зам. директора департамента ценных бумаг Б.М.ФРИДМАН


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Опросы