$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА JTI:©

17.01.2014

от инвестиций и акцизов до экологии и музыки

JTI пришла на белорусский рынок 15 лет назад. Сегодня это единственная международная компания, наладившая производство на обеих отечественных табачных фабриках. Это один из крупнейших иностранных инвесторов не только в белорусском пищепроме, но и в целом в стране. О том, как достижение целей компании связано с ее корпоративной культурой, «ЭГ» рассказал генеральный менеджер JTI Беларусь Константин ФЕДОРОВ.

— Константин Михайлович, как вы оцениваете состояние табачного рынка Таможенного союза? Какую роль на нем играет ваша компания и ее белорусское подразделение?

— Сегодня трудно говорить о существовании общего табачного рынка Таможенного союза. Поскольку табачные изделия — подакцизная продукция, каждая из стран имеет свою регуляторную базу и предпринимает меры, чтобы не допустить потерь налоговых доходов.

В структуре JTI страны Таможенного союза входят в более крупный регион «СНГ+», который является одним из важнейших для компании как в плане объемов реализуемой продукции, так и в плане получения прибыли.

В Беларуси мы работаем с 1998 г. Сначала появилось представительство, затем в связи с расширением бизнеса в 2009 г. была зарегистрирована компания ИООО «Джапан Тобакко Интернэшнл ЭсЭндДи», успешно работающая по сей день. В рамках реализации госпрограммы импортозамещения JTI стала первой международной компанией, начавшей в 2005 г. производство табачных изделий международных торговых марок на мощностях минской табачной фабрики ООО «Табак-инвест». В настоящее время здесь производятся по лицензии сигареты всемирно известных брэндов JTI в полном соответствии с международными требованиями и стандартами.

Кроме того, c 2009 г. ИООО «Джапан Тобакко Интернэшнл ЭсЭндДи» начала поставлять в оптовую сеть страны новые сигареты формата «суперслимс». Они изготавливаются на базе ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» по соглашению о контрактном производстве. Только акцизы, уплаченные от реализации сигарет JTI производителями в 2012 г., составили 530 млрд. Br (более 63 млн. USD).

JTI активно инвестирует в развитие табачной промышленности в Беларуси. В 2009– 2010 гг. сумма нашей безвозмездной помощи местным производителям составила около 7 млн. USD.

— Во всем мире, в т.ч. в Беларуси, антитабачное законодательство постоянно ужесточается. Как это сказывается на работе вашей компании?

— Регулирование табачной отрасли — пропорциональное и осуществляемое надлежащим образом — необходимо. Как ответственный бизнес, мы полностью соблюдаем все требования законов страны, в которой работаем. Действующее в Беларуси законодательство в полной мере позволяет государству регулировать производство, оборот и потребление табачных изделий. Последствия его изменений нужно тщательно прогнозировать. Ведь любое ужесточение здесь сказывается в первую очередь на легальном бизнесе. Непродуманные шаги могут спровоцировать рост теневого оборота, сокращение поступлений в бюджет, потери для рынка труда и для бизнеса и т.п.

— В последние годы в Беларуси и России регулярно повышаются акцизы на табачные изделия. Что при этом происходит: компания жертвует частью собственной прибыли или вслед за ростом налога происходит повышение цен, которое оплачивает потребитель?

— Как и другие косвенные налоги, акциз является налогом на потребление. Как правило, его принято закладывать в цену товара.

— Сокращается ли спрос при увеличении стоимости сигарет?

— Рост цен ведет к снижению потребления в соответствии с принципом ценовой эластичности. Налогообложение сказывается на розничных ценах, поэтому налоги, с одной стороны, ведут к росту цен, а с другой — к снижению потребления и общего объема продаж. Но, опять же, здесь важно понимать, что это работает в отношении легального продукта. Вследствие слишком резкого повышения налога и соответствующего резкого роста цен потребитель перестает покупать сигареты, произведенные законным образом и облагаемые налогом, и переключается на контрабандные сигареты или облагаемые налогом, но более дешевые импортные сигареты. Таким образом, распространенность курения как такового не снижается, однако спрос на легальный продукт может упасть настолько, что вместо ожидаемого увеличения поступлений в бюджет может произойти их фактическое снижение. Например, в Ирландии при самых высоких в ЕС ценах и налогах на сигареты распространенность курения остается одной из самых высоких в странах Евросоюза. В Латвии и Литве после пика бюджетных поступлений вследствие многократного повышения акциза произошел их резкий спад, в то время как нелегальный оборот достиг примерно 40% потребления.

— Какой тренд потребления табачных изделий сложится в ближайшее время в Беларуси?

— Во-первых, это инновации в технологии производства и упаковки. Во-вторых, отношение потребителя к цене пачки сигарет, т.е. «миграция» вверх или вниз по ценовому диапазону. В-третьих, постоянный рост реализации сигарет с более низким содержанием смолы и никотина.

— В ряде стран, в т.ч. в ЕС и в приграничных районах России, велика доля теневого сегмента торговли сигаретами. Что нужно сделать, чтобы сократить «серый» табачный бизнес?

— Только продуманные и пропорциональные меры регулирования табачного рынка предотвращают появление теневого рынка. Резкий рост ставок акцизов без учета ценовой доступности и уровня цен у соседей может привести к увеличению нелегального оборота, как это произошло в некоторых странах ЕС. Нелегальная торговля уменьшает поступления в бюджет и разрушает коммерческую и правовую среду, в которой работает JTI и наши законно работающие оптовые и розничные партнеры.

Как и в других странах, в Беларуси JTI активно сотрудничает с правоохранительными органами в борьбе против незаконного оборота табачных изделий. Мы заключили меморандумы о взаимопонимании с государственными таможенным и пограничным комитетами, а также протокол о сотрудничестве с МВД. JTI регулярно оказывает целевую безвозмездную помощь для улучшения технической оснащенности соответствующих подразделений, в частности, для закупки спецоборудования, необходимого для усиления работы по предотвращению контрабанды табачных изделий. Компания также проводит ежегодные семинары и практические тренинги по распознаванию контрафакта для сотрудников правоохранительных органов.

— Как вы продвигаете свою продукцию при жестких ограничениях рекламы? Как меняется маркетинговый бюджет и его структура?

— Мы продвигаем свою продукцию только в рамках действующего законодательства. Акцент в продвижении сместился в сторону улучшения потребительских свойств продукта (например, мы первыми на рынке применили технологию «меньше запаха табачного дыма» и вывели на рынок ряд сигарет новых форматов и в инновационной упаковке) и торгового маркетинга. Соответственно перераспределились и бюджеты: мы больше тратим на сам продукт и его упаковку и строим партнерские отношения с торговыми предприятиями.

— У табачных компаний есть общая проблема: их продукция повсеместно объявляется вредной, все больше людей отказывается от курения. Как такая специфика сказывается на корпоративной культуре вашей компании?

— Существует шесть ключевых принципов, определяющих отношение JTI к курению и лежащих в основе нашей корпоративной культуры. Это открытость в вопросах рисков, связанных курением, прозрачность во всем, что касается состава продукции, разработка продуктов, уменьшающих возможность возникновения рисков, предотвращение курения несовершеннолетних, содействие взаимопониманию между курящими и некурящими, уважение местных норм и культур. Думаю, что это дает нашим сотрудникам чувство достоинства и гордости за свою работу.

— Какие задачи стоят перед вашей компанией в плане корпоративной культуры в целом и, в частности, в Беларуси?

— Корпоративная культура рассматривается нами как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать на общие цели все функциональные подразделения и отдельных сотрудников, мобилизовать их инициативу и облегчать продуктивное общение. В JTI создана собственная культура, которая постоянно развивает все свои основные компоненты — системы коммуникации, лидерства, разрешения конфликтов. Сформулированы базовые ценности и цель. Она простая и ясная: быть самой успешной и уважаемой табачной компанией в мире. Наши ценности — инициативность, открытость, совершенствование. Это послание, которое мы хотели бы донести до наших действующих и потенциальных сотрудников, потребителей, отраслевых клиентов, государства и СМИ.

— Какое место занимает социальная ответственность в корпоративной культуре компании?

— Ответственное поведение — неотъемлемая часть нашего бизнеса. В отличие от благотворительности, также являющейся важной частью нашей корпоративной стратегии, корпоративная социальная ответственность — это совокупность мер, направленных на снижение возможного негативного влияния факторов, являющихся необходимыми элементами ведения бизнеса. Сюда входят создание достойных условий труда и профессионального роста персонала, этические нормы поведения, охрана здоровья и безопасности. Добавлю также программы с измеримым результатом: снижение выбросов с фабрик, предотвращение несчастных случаев, экологически рациональные сельскохозяйственные практики. Иными словами, это добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанный с основным бизнесом.

JTI ведет в Беларуси обширную благотворительную и спонсорскую деятельность. В частности, мы поддерживаем социально незащищенные слои населения, культуру и искусство. Один из крупнейших проектов в этой сфере — ежегодная поддержка Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета. Кроме того, компания подписала долгосрочное соглашение о стратегическом партнерстве с Национальным историческим музеем, в рамках которого мы помогаем укреплению его материально-технической базы, в приобретении уникальных экспонатов, реализации выставочных, издательских, реставрационных проектов.

Имея японские корни, JTI ежегодно поддерживает культурные инициативы, направленные на развитие культурного диалога наших стран. Так, мы представили белорусской публике уникальные группы японских барабанщиков Taikoza и Yamato Drummers, а также всемирно известную джазовую исполнительницу Кейко Мацуи. Стало хорошей традицией и проведение фестивалей японского кино, в ходе которых представляются неизвестные белорусским зрителям шедевры.

Беседовала Оксана КУЗНЕЦОВА

Справка «ЭГ»

Табачная компания Japan Tobacco Inc.: правительству Японии принадлежит 33,3%, еще 65,1% находятся в свободном обращении.

Капитализация — 6,7 трлн. японских иен (63,9 млрд. USD). Выручка (за I полугодие финансового года, закончившееся 30 сентября 2013 г.) составила 1159,1 млрд. иен (11,8 млрд. USD), чистая прибыль — 237,1 млрд. иен (2,4 млрд. USD). Продажи сигарет (за I полугодие финансового года, закончившееся 30.09.2013 г.) — 278,3 млрд. штук.

Производит сигареты под брендами Winston, Camel, Mild Seven, Mevius, Benson & Hedges, Silk Cut, Sobranie, Glamour, LD и др., занимается производством продуктов питания и лекарств.