Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Коробейники — киоскам на замену?

В начале 1990-х гг. в нашей стране стали появляться компании, реализующие товары методом многоуровневого сетевого маркетинга (Мulti Lеvеl Маrkеting -- МLМ). Этот способ "прямых продаж" подразумевает реализацию товаров широкого потребления на дому у покупателей, на рабочих местах и т.п., но всегда вне стационарных пунктов розничной торговли...
В начале 1990-х гг. в нашей стране стали появляться компании, реализующие товары методом многоуровневого сетевого маркетинга (Мulti Lеvеl Маrkеting -- МLМ). Этот способ "прямых продаж" подразумевает реализацию товаров широкого потребления на дому у покупателей, на рабочих местах и т.п., но всегда вне стационарных пунктов розничной торговли. По мере развития легальной мелкорозничной торговли их деятельность в начале ХХI века стала сворачиваться. Однако погром малого частного бизнеса, учиняемый теперь минскими властями, дал полузабытому сетевому маркетингу второе дыхание.

Фактически МLМ -- это разновидность предпринимательской деятельности, которой каждый гражданин занимается добровольно, рискуя своими средствами. Такой способ ведения бизнеса имеет ряд отличий. Во-первых -- скрытность. Многие МLМ-фирмы "прячут" реальную сферу своей деятельности, свои реквизиты, местонахождение руководящих органов и других подразделений, а также результаты финансово-хозяйственной деятельности. Во-вторых, применяется множество различных форм и методов деятельности. При этом главными слагаемыми успеха являются хорошая организация и учет психологических факторов воздействия на потребителей. Третья отличительная черта -- значительная разница между себестоимостью продукта производителя и конечной ценой продавца, которая идет на выплату комиссионных вознаграждений агентам. Последние получают не только "гонорар" за собственные продажи, но и отчисления от общего объема продаж тех людей, которых они привлекли к своему бизнесу. И самое главное: в нашей стране практически отсутствует правовое регулирование такой формы деятельности. Правда, существуют в стандартах определения "разносная торговая сеть", "разносная торговля", "торговля с заказом товара по почте, каталогу или телефону", "продажа товаров на дому у населения". Однако дальше терминологии дело не пошло, а данная деятельность, помимо торговли как таковой, включает в себя еще целый ряд организационных и финансовых особенностей. Соответственно, здесь существует широкое поле для различных неправомерных действий.

У мошеннических финансовых "пирамид" и МLМ-фирм есть общие черты. Прежде всего, условием вступления в организацию обычно является крупный денежный взнос. Фактически соискателя принуждают инвестировать фирму путем закупки товаров, порой труднореализуемых. Вернуть же остатки на склад невозможно. Как и в "пирамиде", благосостояние участника зависит от привлечения новых членов, причем за каждого "рекрута" вербовщик получает вознаграждение. Никаких гарантий обещанного обогащения фирма своим дистрибьюторам в действительности не дает.

Но и без крайних форм мошенничества в деятельности многих МLМ-фирм нередко можно найти ряд нарушений законодательства и серьезный экономический ущерб государству. Это сокрытие выручки (товарооборота) от налогообложения, несоблюдение правил наличного денежного обращения, несанкционированные расчеты в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами; завышение расходов, неведение или искажение бухгалтерского учета. В подобных фирмах часто отсутствуют первичные документы по приобретению и реализации товаров, их отпуск агентам осуществляется без накладных или по фиктивным первичным документам. Представительства иностранных юридических лиц осуществляют коммерческую деятельность без постановки на учет и уплаты налогов. Встречаются манипуляции с заключением договоров с целью искажения финансовых результатов и нарушения обязательств и т.п. Обычно не соблюдается и Закон "О защите прав потребителей". Нередко продавцы применяют вводящие в заблуждение обманные или нечестные методы продаж, завышая потребительские свойства и возможный положительный эффект от применения товара.

В нынешних условиях сетевой маркетинг дает выход активности предпринимателей, вытесняемых из правового поля государством, помогает решать проблемы занятости и повышения уровня доходов населения. Чем больше людей остается без средств к существованию, тем легче набирать сотрудников МLМ-фирм. Пенсионеры, студенты, безработные, сотрудники бюджетных организаций и разоряющихся легальных коммерческих предприятий часто клюют на объявления типа: "Известная фирма набирает сотрудников. Высокий заработок", "Развивающаяся компания, зарплата высокая, обучение, карьера", слабо представляя, с чем сталкиваются на самом деле.

МLМ-фирмы в договорах со своими агентами практически всегда обходят Трудовой кодекс, указывая, что агент не является штатным сотрудником, а действует как независимое лицо на свой страх и риск во всех отношениях, включая налогообложение; не является юридическим представителем или агентом компании, которая не несет ответственности за его действия и ущерб, который он может нанести кому-либо. Привлекая очередного "рекрута", вербовщики не сообщают ему, что деятельность физического лица, занимающегося систематическим распространением товаров, является, с точки зрения статьи 1 ГК, предпринимательской: самостоятельная деятельность, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность, направленная на систематическое получение прибыли. Следовательно, такое лицо должно зарегистрироваться по месту жительства в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица со всеми вытекающими правовыми и налоговыми последствиями. Сумма подоходного налога здесь может быть достаточно существенной, как и санкции за его неуплату и незаконную предпринимательскую деятельность. Но мало кто из распространителей утруждает себя формальностями, ведь сколько-нибудь эффективный контроль за подобной деятельностью физически невозможен. А в налоговую инспекцию и милицию никто с баулами не сунется.

Торговые агенты, неподконтрольные правоохранительным и налоговым органам, предлагают гражданам в офисах и на дому электротовары, продукты питания, предметы повседневного спроса, книги по ценам на 10--30% ниже магазинных. Гарантийные обязательства фактически отсутствуют. Никаких накладных, доверенностей, сертификатов и т.п., подтверждающих принадлежность товара и фирмы, у распространителей нет. Именно такая торговля, не нуждающаяся в лицензиях, сертификатах и кассовых аппаратах, гораздо быстрее придет на смену изгоняемым с улиц киоскам, чем еще не построенным гипермаркетам. Только экономия на арендной плате и подоходном налоге позволит ее организаторам безбедно существовать самим, оплачивая как комиссию распространителям, так и неизбежную ренту "крыше". Для многих минчан, не имеющих лишних денег для оплаты растущих расходов легального бизнеса, покупка товаров повседневного спроса в системе МLМ с доставкой на дом есть и будет привлекательна, пока существенно не повысится покупательная способность населения.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений