$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Кормить на дороге

03.10.2008

Правительство пытается оживить придорожный сервис. Однако заметных перемен пока не видно. Почему?

На дороге можно неплохо зарабатывать. Это давно поняли многие наши соседи. Например, путешествующих по Польше не может не впечатлить многочисленность ресторанов, кафе и мотелей вдоль трасс. Там эта сфера полностью отдана на откуп частному бизнесу.

У нас иначе. Ставится задача ситуацию поправить. Сейчас на трассе Брест-Москва (М-1/Е30) строится несколько довольно больших гостиниц с закусочными. Однако массовым это явление пока не стало. Дело в том, что, по словам владельцев придорожных кафе, кормить и поить проезжающих путников выгодно пока только на этой — самой оживленной магистрали. По ней ежедневно проезжает около 8 тыс. автомобилей. Но малым предпринимателям туда дорога закрыта. На международном маршруте местным властям нужны не простенькие забегаловки, а солидные объекты (кафе и рестораны с гостиницами и парковками), на которые денег у частников нет. На дорогах поменьше, куда им говорят «пожалуйста», раскрутиться не так-то просто.

Доходность придорожного сервиса в европейских государствах давно является предметом нашей зависти. Поэтому, принимая в 2006 г. программу «Дороги Беларуси», предусмотрели, что до 2015 г. ежегодно будем увеличивать число пунктов питания и заправок, а также строительство целых придорожных центров (гостиниц с кафе, СТО со стоянками). Однако о каких-то существенных сдвигах, за исключением разве что открытия новых магазинчиков на АЗС, говорить не приходится. Выяснилось, что без поддержки государства здесь не обойтись. И в начале нынешнего года глава правительства Сергей Сидорский поручил Минтрансу немедля подготовить предложения по созданию привлекательного для инвесторов климата вдоль трасс, предположив, что, как и на Западе, в эту сферу должен прийти семейный бизнес.

16 мая этого года Президент своим Указом № 270 подарил владельцам придорожных кафе и гостиниц неслыханные льготы. В частности, все построенные после вступления документа в силу объекты на 2 года освобождаются от уплаты налога на недвижимость и на 5 лет — от налога на прибыль (если речь идет об ИП, которые не платят единый налог). Их владельцам разрешили не возмещать сельхозпотери, связанные с освоением участков. Кроме того, желающим заняться этим бизнесом созданы привлекательные условия кредитования. В белорусских рублях средства на 5 лет предоставляются под 2/3 ставки рефинансирования Нацбанка. В валюте — под 8% годовых. Государство пообещало банкам компенсировать возникшие у них потери уменьшением налога на прибыль.

Преференции, безусловно, привлекательны. Но весь фокус в том, что дойти до них очень непросто. До того как предприниматель получит эту поддержку, он должен выдержать серьезные испытания, связанные с высокой затратностью бизнеса. Рассчитывать на быструю окупаемость в общепите в принципе сложно, на дороге — тем более. Одни только заложенные в проект санитарные требования чего стоят: 2 туалета (для гостей и персонала), несколько моек и разделочных столов на кухне (в соответствии с заявленным ассортиментом блюд) и т. д. Кроме того, больших вложений требует создание инфраструктуры. Частнику своими силами нужно провести к трассе электричество, воду и канализацию.

Еще больше усложнили задачу установленные недавно новые требования к размещению и архитектурному оформлению придорожных объектов. Они должны быть «увязаны с ансамблем дорог» и иметь соответствующий эстетический вид, не ухудшая видимость и условия эксплуатации дорог, их пропускную способность. Подъезды к кафе и гостиницам и прилегающие к ним участки дороги должны быть оборудованы в соответствии с Правилами дорожного движения.

Выполнить все эти требования без солидного стартового капитала нереально. Здесь-то и должны были сыграть свою роль льготные кредиты. Но их потенциальные получатели прикинули, что 5 лет — совсем небольшой срок для такого бизнеса. Ведь вложения начинают окупаться (если, конечно, начинают) не скоро: пока кафе спроектируют, построят, пока оно привлечет клиентов… Проценты же по кредиту платить нужно сразу.

Как говорят компетентные лица, на строительство одного кафе с гостиницей нужно как минимум 200 млн. Br. Плюс 5-7 млн. Br придется выложить за проект.

«Нормальный» объект будет стоить вдвое больше. Причем на открытие своего дела уйдет не меньше 3 лет: год на изготовление проекта и около двух — на строительство (если не будет перебоев с деньгами).

Еще одна затратная статья — необходимость участвовать в аукционе, чтобы получить право на заключение договора аренды. К примеру, за участок на М-1/Е30 инвестор должен выложить 40-45 млн. Br.

Понятное дело, семейному бизнесу такое не по силам, и о том, чтобы «соваться» хоть и на оживленную, но уж очень «дорогую» трассу, не может быть и речи. Ему одна дорога — на отдаленные участки, где можно поставить пластиковые ларьки за 5-6 тыс. USD и торговать хот-догами с чебуреками.

Как видим, существующие сегодня условия для организации придорожного сервиса больше подходят крупному бизнесу. Но и очереди из акул почему-то тоже не выстраиваются. Как сказали в Белавтодоре, зарубежные инвесторы приходят, спрашивают. Но пока только разговорами дело и ограничивается.

Инесса ГЕРМАНЧУК