$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

КООПЕРАТИВНЫЙ СОБЛАЗН©

19.05.2015

для евразийской промышленности

Будущее интеграции в ЕАЭС зависит от успеха скоординированной промышленной политики стран-членов. Без этого не удастся активизировать их хозяйственные связи и увеличить взаимный товарооборот. Проект решения этой задачи Евразийская экономическая комиссия представила на минувшей неделе в рамках XIX Белорусского промышленного форума.

Договор о ЕАЭС предусматривает разработку Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках союза. Этот документ, утверждаемый Межправительственным советом, должен определить пути ускорения и повышения устойчивости промышленного развития государств-членов, их инновационной активности и конкурентоспособности предприятий, устранения барьеров, в т.ч. на пути продвижения товаров, сообщил директор Департамента промышленной политики ЕЭК Владимир Мальцев.

Подготовленный ЕЭК проект предусматривает углубление промышленной кооперации стран ЕАЭС, формирование условий для создания совместных предприятий и кооперационных объединений, включая транснациональные корпорации, условий для снижения стоимости сырья и материалов, механизма продвижения совместно произведенной продукции на рынки третьих стран. При этом выделены 19 приоритетных секторов экономики, в которых промышленное сотрудничество стран-участниц может быть наиболее эффективным. Это, в частности, авиакосмическая отрасль, автомобилестроение, энергетическое машиностроение, станкостроение, биотехнологии, производство электробытовых приборов, стройматериалов, наноиндустрия.

Одна из главных задач, которые проект должен решить — снижение импорта из третьих стран. Например, в 2000–2014 гг. ввоз на территорию ЕАЭС продукции обрабатывающей промышленности из третьих стран вырос в 9,8 раза. Доля этого импорта в сегменте химической продукции составляет 52,1%, фармацевтической — 71,8%, машин и оборудования — 54,1%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 55,2%, текстильных и швейных товаров — 58,9%, продукции из кожи и обуви — 79,6%. А вот удельный вес взаимных поставок куда меньше: в среднем — 4,5%, от 1,5% по фармацевтической продукции до 7,9% по древесине и изделиям из дерева. Интересно, что при росте таких поставок по отдельным видам продукции, в т.ч. комплектующих, их импорт падает.

Объем общего рынка союза промышленных товаров оценивается в 912 млрд. USD (по итогам 2013 г. без учета продуктов нефтепереработки), а потенциал импортозамещения — в десятки миллиардов долларов. Его реализация открывает большие возможности для развития собственной промышленности стран ЕАЭС и взаимного товарообмена.

Теоретически такой вывод верен, соглашается первый заместитель министра промышленности Беларуси Геннадий Свидерский, но практикой он почему-то не подтверждается. В реальности взаимные поставки сегодня сокращаются. К примеру, наш МАЗ и российский КамАЗ являются прямыми конкурентами на рынке ЕАЭС в секторе грузовых автомобилей, так же как Гомсельмаш и Ростсельмаш — на рынке сельхозтехники. Их проблемы ставят под удар поставщиков комплектующих в обеих странах, в т.ч. моторостроителей из Минска и Ярославля. Сегодня ни руководители этих предприятий, ни чиновники не знают, как развязать этот узел противоречий.

Спад отмечается и в других сферах. Объем внешней торговли Казахстана с партнерами по ЕАЭС в 2014 г. уменьшился на 20%, в т.ч. несырьевой экспорт — на 17%, сообщил вице-министр по инвестициям и развитию этой страны Альберт Рау. Например, остановились поставки в Беларусь малотоннажных грузовиков и микроавтобусов Hyundai казахстанской сборки из-за утилизационного сбора, введенного нашей страной вслед за Россией. Между тем для Астаны это важный проект с высокой локализацией производства, которой, кстати, до сих пор нет в сборке белорусских тракторов в Семипалатинске, хотя она предусмотрена проектом. А.Рау обвинил белорусов в отказе передать местным компаниям производство даже простейших деталей. Это, по мнению казахов, демонстрирует реальное отношение к кооперации в рамках ЕАЭС.

Но в экономике пустот не бывает. В качестве альтернативы Астана открывает сборку южнокорейских тракторов с уровнем локализации до 60%. Соглашаясь на это, компания Daedong Industria, по-видимому, рассчитывает на завоевание значительной доли рынка Казахстана, где ежегодно закупается около 2,5 тыс. тракторов. Успех корейцев автоматически приведет к потерям для наших тракторостроителей.

Такие примеры показывают, что, пока теоретики обосновывают преимущества интеграции арифметикой объемов общего рынка ЕАЭС, ни одна из стран-участниц не собирается жертвовать национальными интересами ради евразийской идеи. Поэтому никто не соглашается ни отказаться от импорта из третьих стран, чтобы заменить его «союзными» аналогами, ни воздерживаться от протекционистских мер в отношении партнеров. Россия многократно демонстрировала такой подход в отношении белорусских продуктов питания, наша страна не раз выбирала китайские товары, а не российские и т.п.

Такое поведение можно было бы исправить, если бы в рамках ЕАЭС существовала система налоговых льгот, стимулирующая взаимную кооперацию. Некоторые шаги в этом направлении предусмотрены в проекте Основных направлений. Здесь предлагается снизить ставки косвенных налогов и экспортных пошлин для товаров, произведенных по кооперации и экспортируемых в третьи страны, ввести льготные ставки НДС при реализации некоторых видов инновационной продукции, включая высокотехнологичное оборудование, наноматериалы и изделия из них. Также предлагается освободить организации, производящие по кооперации такую продукцию, от налога на имущество (недвижимость).

Сэкономленные благодаря налоговым льготам средства должны быть использованы на расширение и модернизацию промышленных производств. Предполагается, что это приведет к повышению эффективности предприятий, станет стимулом для их техперевооружения, проведения научных исследований и внедрения инноваций. Остается увязать подобные предложения с фискальной политикой и бюджетными возможностями стран — участниц ЕАЭС.

Иван МИХАЛЕВИЧ